Препятствия, стоящие на пути расширения торгово-экономического сотрудничества, проблемы региональной и глобальной безопасности — это основные темы, которые будут обсуждать президенты Узбекистана и России в ходе переговоров 10 декабря, считает независимый эксперт и журналист Сергей Ежков. ИА REGNUM приводит его комментарий целиком:

Этот визит Владимира Путина в Ташкент действительно транзитный, по пути в Дели, хотя сам факт транзита не принижает его значимость. Основной темой переговоров, как мне представляется, станет торгово-экономическое сотрудничество, а точнее, препятствия, стоящие на пути его расширения. Основные претензии друг к другу стороны, как известно, высказали в ходе шестнадцатого заседания узбекско-российской межправительственной комиссии, прошедшей днями ранее в Ташкенте. Узбекистан озабочен существенным снижением экспорта легковых автомобилей узбекской сборки в Россию, озабочен, думаю, и существенным снижением объемов природного газа, покупаемого «Газпромом». Узбекистану необходима нефть по приемлемым ценам (в стране системный дефицит дизельного топлива и бензина), Узбекистан хотел бы нарастить объемы экспорта в Россию сельскохозяйственной продукции и так далее.

Налицо целый ряд проблем, которые невозможно разрешить без участия первых лиц двух государств. Помните, как посетовал Ислам Каримов на саммите ШОС в Душанбе на то, что ему не удается обстоятельно побеседовать со своим российским коллегой? Это не возрастная обидчивость узбекского лидера, а действительная потребность в откровенном и продолжительном разговоре. Несмотря ни на что, Россия по-прежнему остается стратегическим экономическим партнером Узбекистана и стратегическим политическим союзником этой страны. Расхожие домыслы о некоем «шатании» Узбекистана от России к США и обратно — не более чем домыслы и предположения, базирующиеся на внешних, но никак не на фундаментальных признаках. Хотя сам факт стратегического партнерства совсем не исключает трений и пробуксовки. Такая деталь: 5 декабря 2014 года, выступая с программной речью ко Дню Конституции, Ислам Каримов перечислил самых значимых для его страны иностранных инвесторов, среди которых была американская GM, немецкая MAN, ряд южнокорейских и китайских компаний, но не было ни одной российской. К примеру, в перечне отсутствовал ЛУКОЙЛ, хотя именно ЛУКОЙЛ — долгожитель на узбекском рынке разведки и добычи углеводородов.Случайность? Нет. В речах президента Узбекистана ничего случайного не бывает. Почему? Ответ на этот вопрос, скорее всего, можно будет дать после визита Владимира Путина.

Понятно, что, встретившись, два президента не обойдут стороной проблемы региональной и глобальной безопасности. Перспективой расползания террористической угрозы с территории Афганистана на постсоветские государства Средней Азии в равной степени обеспокоены оба. Однако это вовсе не означает распространения военного присутствия России на территорию Узбекистана. Внешнеполитическая концепция этой страны исключает наличие на своей территории иностранных вооруженных формирований в виде военных баз или в какой-то иной форме. Другое дело — укрепление и расширение контактов оборонных и разведывательных ведомств в плане сбора информации о происходящем, совместных аналитических разработок, целью которых станет превентивная локализация грозящей опасности. Накопленный обеими странами опыт в этом направлении послужит благом для обеих сторон. При всей бесспорной военной мощи стран НАТО Россий была и остается основным союзником Узбекистана в случае попытки дестабилизации извне общественно-политической ситуации или локальных боевых столкновений с далеко идущими последствиями в форме насильственной смены государственного строя.

Третье, казалось бы, малозначимое. Ислам Каримов, на мой взгляд, искренне симпатизирует своему российскому коллеге. В политике, президенте России Владимире Путине он видит равного себе, а быть может, себя, но моложе. Поверьте, далеко не в каждом руководителе государства Ислам Каримов видит себе равного. С равным можно говорить откровенно, с равным можно говорить о многом, равному можно довериться. Устойчивые и доверительные отношения при таком раскладе — самый надежный залог того, что Узбекистан и Россия сумеют преодолеть разногласия по всем аспектам сотрудничества. Вот это, наверняка, и станет ожидаемым результатом визита Путина в Ташкент.