Экс-глава МИД Литвы: Еврокомиссия хочет предложить России свободную экономическую зону и безвизовый режим с ЕС
Москва, 5 декабря, 2014, 17:31 — ИА Регнум. Депутат
«Слушая заключительную речь еврокомиссара по развитию и политике соседства
Но на прошедших на этой неделе встречах Европарламента и представителей национальных парламентов в Брюсселе с уполномоченной ЕС по внешним делам
На основе этой становящейся популярной среди некоторых европейских политиков идеи, одобрение которой недавно пришлось услышать и из уст председателя Комитета Европарламента по внешним делам Эльмара Брука, России нужно „дать“ Европейскую свободную экономическую зону от Владивостока до Лиссабона, также безвизовый режим, с условием, что она перестанет вмешиваться во внутренние дела Украины, Молдавии, Грузии и других постсоветских стран.
Можно было бы улыбнуться, услышав такие нереалистичные предложения, если бы наивность их авторов не была опасной. Ведомый этой наивностью Запад вовлек Россию в G8, помог вступить во Всемирную торговую организацию, а за это получил агрессию России на Украине и в Грузии, открытое нарушение принципов ВТО и искусственный рост напряжения, разминку военных мускулов около границ западных государств.
То, что мы до сих пор не можем вынести урок из этих прецедентов, только доказывает, что тактика России работает: в первую очередь откусывается определенный кусок, а потом требуются различные незаслуженные скидки, хотя кусок так и остается в глотке оккупанта.
Когда сегодня речь идет о потребности интегрировать пространства ЕС и создаваемого Евразией Таможенного союза, необходимо осознать, что это не только конкурирующие между собой экономические единицы. В первую очередь это противостоящие ценностные и политические системы.
Игнорируя это и предоставляя России привилегию свободной экономической зоны, мы не отменим существенные разделы, а только введем в заблуждение государства Восточного партнерства, создавая впечатление, что их кратчайшая дорога в Европу возможна только через Москву и с Москвой. К этому ли мы стремимся?
Если нет, ЕС должен не затягивать, а как раз поощрять и ускорить преобразования в государствах Восточного партнерства, не закрывая и перспективу членства в ЕС. В ином случае оставленный геополитический вакуум вскоре заполнит система, придерживающаяся обратных ценностей и политики, приближаясь к границам ЕС, как она пытается это сделать при помощи военных действий на Украине.
Правда, Россия сейчас неспособна оккупировать Украину. Но, осуществляя гибридную агрессию, она может держать западное демократическое сообщество в постоянном напряжении, заставляя ломать голову, „что еще придумает кремлевский режим, потерявший чувство реальности, но контролирующий ядерное оружие“.
Таковой является главная цель шантажа. Повторяющиеся вторжения и следующие за ними отступления на территории Украины, двусмысленные намеки о ядерном оружии, поднятые в воздух модели военных самолетов 7 и 8 десятилетия и их рискованные „полеты“ рядом с границами стран ЕС и НАТО, провокации с похищением рыболовных кораблей и даже людей — все это меры, предназначенные для изнурения Запада.
Самое главное, что эти меры направлены и на государства, у которых с экономической и даже военной точки зрения больше преимуществ, чем у России, но которым не хватает характера. Полагаясь на „мягкость“ их политической линии, Москва и дальше будет придерживаться агрессивной, провокационной политики, надеясь дождаться этапа, когда ментально не готовые к открытому столкновению крупные западные государства не пригласят Путина за стол переговоров и лишь за „в конце концов обещанный покой“ согласятся заплатить новыми скидками и политическими, экономическими дивидендами Москве.
Звучащую сегодня из уст политиков и дипломатов идею наградить Россию безвизовым режимом и свободной экономической зоной можно оценивать и как отчаянную попытку Запада избежать открытого противостояния с Россией. Это, кстати, на последней встрече с представителями Европарламента и национальных парламентов признала и уполномоченная Могерини, несколько раз повторяя, что „ЕС нужна новая стратегия отношений с Россией“.
Но, по моему мнению, проблема не в стратегии. У нас есть стратегия, просто некоторые государства ЕС хотели бы не придерживаться ее. Поскольку, руководствуясь главными принципами ЕС, нужно признать, что на фоне войны возможности политического диалога уже иссякли. И только твердое и единое давление санкциями до тех пор, пока оккупант не соберет чемоданы и не уйдет с Украины, может заставить Кремль опомниться».