Украина, 25 ноября, 2014, 19:46 — ИА Регнум. Нынешняя неделя в Харькове началась с очередного взрыва. 24 ноября, в понедельник, поздним вечером у воинской части на улице Полтавский Шлях (выезд на Киев, 10 минут от центра города на машине) сдетонировал взрывной заряд. К счастью, никто не пострадал. А вот в заборе воинской части образовалась полуметровая дыра, в окрестных домах повыбивало стекла. Силовики открыли уголовное производство по статье 194 — «Умышленное уничтожение или повреждение имущества». Этот взрыв стал последним (пока что последним) в целой череде подрывов в первой столице Украины.
21 ноября. Взрыв на железнодорожной станции Основа неподалеку от въезда на нефтебазу. Как заявил харьковский губернатор Игорь Балута, взрыв произошел над цистернами с ГСМ. «По данным свидетелей — работников станции, взрыв прозвучал над цистернами с горюче-смазочными материалами», — сказал Балута.
20 ноября. У военного госпиталя на улице Тринклера (центр города) также прогремел взрыв. Инцидент произошел около 18 часов, взорвалась электроподстанция, которая и снабжала энергией госпиталь. Пострадавших опять-таки нет, в окрестных зданиях повылетали стекла. После инцидента охрану госпиталя, в котором лечатся украинские солдаты, раненные в зоне «АТО», усилили. Советник министра внутренних дел Украины Антон Геращенко заявил, что взрыв могут квалифицировать как теракт. «Если этот взрыв был делом рук человека, что сегодня же выяснят эксперты, то можно оценивать этот взрыв как теракт, нацеленный на устрашение и дестабилизацию жителей Харькова, а также на создание нервозной обстановки у выздоравливающих солдат и офицеров», — отметил он. Однако на сегодня пока открыто лишь уголовное производство по статье «Уничтожение имущества».
9 ноября. В рок-пабе «Стена» в центре города, на печально известной улице Рымарской (в апреле здесь произошла перестрелка при участии праворадикальных элементов, в которой были убиты несколько харьковчан) произошел взрыв, в результате пострадали 13 человек. Открыто уголовное производство по статье «Теракт».
В Службе безопасности Украины заявили, что в совершении, по крайней мере, взрыва в «Стене» подозреваются участники группы «Харьковские партизаны». «Мы знаем, что эти мины применялись еще в советское время, и они находятся на территории Российской Федерации. Аналогичное взрывное устройство было изъято при задержании диверсионной группы т.н. „Харьковских партизан“, готовившей взрывы в канун парламентских выборов. Мы точно знаем, что такую пластиковую бомбу магнитного действия, которую изымали, — точно такая была занесена в бар. Мы знаем лиц, которые их (пластиковые бомбы) доставляли и участвовали в предыдущих террористических актах. Я твердо уверен: мы знаем, кого мы ищем, мы знаем, кто их доставлял, кто вдохновляет на это преступление», — заявил начальник управления Службы безопасности Украины в Харьковской области Александр Пивовар. 21 ноября в харьковской прокуратуре заявили, что «харьковские партизаны», по крайней мере, часть их — задержаны. «Члены этой организации причастны к совершению 12 известных нам террористических и диверсионных актов, в том числе таких, как взрыв электроопоры вблизи пос. Безлюдовка Харьковского района, вооруженное нападение на Лозовской военкомат и взрыв в рок-пабе „Стена“. В отношении 7 избрана мера пресечения в виде содержания под стражей без возможности внесения залога. Еще в отношении двоих аналогичная мера пресечения будет избираться… 5 членов группировки объявлены в розыск», — заявил прокурор области Юрий Данильченко.
По данным украинских силовиков, руководство организации живет в российском городе Белгороде, однако костяк ударной группы состоит из харьковских «антимайдановцев». Однако в СБУ считают, что задержали не всех — по их оценке, помимо задержанных, в Харькове действуют еще около 10 диверсионных групп, так что продолжение наверняка последует.
ИА REGNUM также поинтересовалось мнением экспертов о природе взрывов в Харькове и угрозе их распространения в другие города.
Юрий Палийчук, политический эксперт: "Теракты в Харькове имеют особенность. Они направлены не против людей, они направлены против инфраструктурных объектов, а значит — против государства. А это означает, что цель этих террористических актов — не столько посеять панику, потому что для этого достаточно было бы организовать один взрыв в общественном транспорте, а усилить недовольство действиями власти. Чтобы ответить на вопрос, кто за этим стоит, надо найти того, кому это выгодно. За взрывами точно не стоят простые бандиты, потому что для того, чтобы изготовить и правильно заложить взрывчатку, нужны опыт и знания. Думаю, взрывы в Харькове можно рассматривать как звено одной цепи с «минированием» станций метро и торговых центров в Киеве. Украинские спецслужбы заявляют, что звонки о фейковых минированиях Киева поступали с территорий, неподконтрольных украинской власти. А значит, за взрывами в Харькове тоже стоят пророссийские силы с неподконтрольного Донбасса. Кто конечный исполнитель этих терактов — не так важно. И для Украины это означает, что в части Харьковской области необходимо объявить чрезвычайное положение. Собственно, на трассе Харьков — Ростов уже действует комендантский час, который является одним из элементов правового режима чрезвычайного положения
Иван Лизан, политический обозреватель: «Первое десятилетие 19-го века Испания встретила под властью оккупационного контингента наполеоновской Франции. И в то время как испанские элиты пытались встроиться в французскую властную вертикаль, а король Испании был во французском плену, массы устроили французам „тёплый приём“, развернув герилью — городскую войну. Собственно, на Украине идут аналогичные процессы: Днепр, по признанию Дмитрия Яроша, перешла „бандеровская армия“, а политический класс предпочел борьбе встраивание в новую власть. Массы же сначала отвечали митингами, а теперь герильей. Да, харьковским партизанам оказывается поддержка. Однако, полагаю, не из бюджета России, а из кармана беглых „донецких“ и ополчения Донбасса. Сколько в Харькове партизанских групп — точно неизвестно, однако СБУ сообщало о том, что их не меньше десятка. И если в Харькове они активны, а в других городах юго-востока Украины пока тихо, то это ненадолго. Партизанское движение будет разрастаться. Людей трогать не будут, партизаны своих трогать не станут. Удары точечные — военкоматы, госпитали с „героями АТО“, железнодорожные пути, заводы».