В Германии в последние дни открыто заявили, что Берлин начал видеть Москву в качестве своего противника, а не в качестве потенциального партнера. С точки зрения Берлина, Россия за один год прошла путь от статуса «трудного партнера» до противника-врага. Об этом стало известно после саммита G20 в Брисбене, в кулуарах которого президент РФ Владимир Путин имел многочасовые переговоры с канцлером Германии Ангелы Меркель. В качестве дополнительного немецкого аргумента для оправдания конфронтации стала политика России на Балканах. Новый балканский аргумент Германии в 2014 году заставляет опять проводить параллели и вспоминать 1914 год с его стартом военного конфликта Европе после целой череды балканских кризисов.

В начале этой недели было объявлено, что правительство Германии обеспокоено усилиями президента России Владимира Путина по повышению влияния России на Балканах. Свои собственные выводы о происходящем немецкий канцлер изложила в минувший понедельник в лекции, прочитанной в Институте международной политики в Сиднее на следующий день после завершения саммита G-20 в Брисбене.

«Действительно, кризис на Украине — это никоим образом не региональный вопрос, — сказала Меркель, — это затрагивает всех нас». В ходе последующего обсуждения она предупредила, что ЕС не будет уступать Москве. «В противном случае можно было бы сказать: мы слишком слабы, будьте осторожны, мы не можем принимать кого-либо еще. Мы должны сначала спросить Москву, если это возможно. Вот так было на протяжении 40 лет, и я никогда не хотела вернуться к этой ситуации».

Далее и прозвучали балканские претензии Германии к России. Меркель добавила: «Речь идет не только об Украине… Речь идет о Молдавии, Грузии и, если так будет продолжаться дальше, то и о Сербии и всей территории Западных Балкан».

Какие претензии выдвигает Берлин Москве в ситуации с Балканами? Как теперь стало известно, немцам чрезвычайно не понравилось то, что в минувшую среду в Совете безопасности Организации Объединенных Наций Россия воздержалась от голосования в пользу расширения миссии EURFOR в Боснии и Герцеговине (БиГ). Это был первый случай, когда Россия воздержалась от подобного голосования по «Западным Балканам», отметили в Берлине. В Германии подозревают, что причиной отказа от голосования России стало то, что резолюция содержала формулировку, касающуюся перспектив вступления БиГ в Европейский союз. «Цель Путина — оказать такое давление на балканские государства, чтобы они либо отказались от членства в ЕС или, чтобы они, как только станут членами ЕС, влияли на его резолюции пророссийским образом», — утверждал на днях влиятельный христианский демократ и эксперт по внешней политике ХДС председатель комитета по внешней политике Европарламента Элмар Брок. Получается, что Германию не устраивает вообще какое-либо, даже минимальное, политическое присутствие России на Балканах.

Берлин отметил для себя новый подход со стороны Кремля на Балканах и сделал вывод: Россия пытается не допустить дальнейшего сближения региона с Европейским союзом и даже присоединение балканских стран к ЕС. «Россия придает большое стратегическое значение Западным Балканам», — говорится в специальном анализе германского МИДа под названием «Влияние России в Сербии».

В этом документе, имеющем гриф конфиденциального, описываются усилия последних лет России в Сербии. Германское дипломатическое ведомство полагает, что деятельность России в Сербии выходит за рамки военного сотрудничества и простых поставок российского природного газа. Москва, констатируется в документе, использует «в публичной дипломатии четкую панславянскую риторику» и пользуется большим уважением у населения Сербии, не в последнюю очередь, из-за ее подхода к проблеме Косово.

То же самое, с точки зрения Германии, касается соседней с Сербией Боснии и Герцеговины. Посетивший эту страну по поручению Меркель министр сельского хозяйства Кристиан Шмидт недавно заявил: «Складывается впечатление, что Россия пытается получить влияние над всей Боснией и Герцеговиной через ее сербскую часть — республику Сербскую. Это также затрудняет путь соседней с Сербией страны в ЕС».

В Германии, как выясняется, особенно недовольны российской политикой мягкой силы на Балканах. В качестве доказательства Берлин сейчас приводит выдержку из одного документа «Российского совета по международным делам» (РСМД), в которой речь идет о «вкладывании денег» в регионе Балкан, в инфраструктуру и в людей, которые видят в России альтернативу западным державам.

Правительство Германии полагает, что деятельность России в регионе в рамках «мягкой силы» в значительной степени успешна. Анализ германского МИДа отметил, что празднование 70-й годовщины освобождения Белграда от фашистских захватчиков специально было перенесено на четыре дня, чтобы совпасть с визитом в Сербию президента РФ Путина. Празднование было отмечено в Белграде впервые за последние 30 лет большим военным парадом. Это не нравится немцам. Германский МИД отметил награждение российского президента в ходе визита высшей наградой Сербии. В Германии полагают, что, вместо этих внешних знаков, Сербии следовало бы настойчивей подчеркивать свою ориентацию на ЕС.

Среди актов российской «мягкой силы» германский МИД даже отметил встречу сербского президента Николича в Белграде с Александром Залдостановым — председателем российской ассоциации байкеров и главой московского мотоклуба «Ночные волки» — «банды неоднократно прямо связанной с антисемитизмом и гомофобией, позиции которой согласуются с отношениями широко распространенными в Сербии» (Spiegel).

В Берлине полагают, что по направлению «мягкой силы» германскому правительству трудно противостоять «российскому наступлению». Поэтому в Берлине хотели бы, чтобы балканские государства в противовес российским устремлениям чаще, четче и настойчивей выражали свою ориентацию на Европейский Союз. На конференции по Балканам в августе этого года канцлер Меркель призвала собравшихся глав государств и правительств из стран региона выбрать проевропейский путь. Она проявила готовность оказывать давление по мере необходимости. Так, например, Германии не нравится открытие российского гуманитарного центра в Нише в Сербии. В Берлине опасаются, что Ниш станет центром российского шпионажа на Балканах. Германский канцлер Ангела Меркель предложила премьер-министру Сербии Александру Вучичу не подписывать соглашение об открытии центра в Нише.

Теперь от Сербии потребовали на деле доказать ее устремление в ЕС. 19 ноября накануне визита в Белград еврокомиссар по европейской политике соседства и расширению австриец Йоханнес Хан заявил, что Сербия обязана ввести санкции по отношению к России, если она хочет вступить в Евросоюз.

Здесь существенно то, что в Германии недовольны вообще какой-либо экономической активностью России на Балканах. Так, Элмар Брок считает ее «частью широкого стратегического подхода России» по проникновению в балканские страны политически. В Берлине в настоящее время активно обсуждают, как замедлить российскую экономическую экспансию на Балканы, в регион, не имеющий статуса «полностью стабильного».

Берлину не нравятся: выполняемый в настоящее время РЖД проект по модернизации 350-км участка железнодорожного пути в Сербию, владение «Лукойлом» 79,5% сербской компании бензозаправок «Беопетрол», а «Газпромом» — контрольным пакетом акций местной энергетической компании НИС. В отчете германского МИДа указывается, что «российские инвестиции улучшили перспективы регионов, в значительной степени пострадавших от бомбардировок НАТО в 1999 году». Подобное обстоятельство улучшает образ России на Балканах. Кроме того, Германии не нравится, что Россия является крупнейшим иностранным инвестором в Черногории, где под российским управлением находится до трети всех компаний в этой стране.

Германии не нравится и российская политика по отношению к Болгарии. В Берлине отмечают, что эта страна традиционно тесно связана с Россией и практически полностью зависит от поставок российского природного газа и нефти. Во внутреннем отчете министерства иностранных дел Германии специально отмечено, что около 300 тысяч российских граждан купили недвижимость в Болгарии. В бундесканцелярии обеспокоены возможной перспективой «эксплуатации предполагаемых интересов русского меньшинства» в Болгарии. Берлин обеспокоен и перспективой возможного блокирования болгарским правительством внешнеполитических инициатив Евросоюза из-за давления на Софию со стороны России.

Здесь мы отметим, что самые важные торговые партнеры в регионе Балкан — это Германия и Италия. Вообще две трети торгового оборота балканских стран приходятся на ЕС. Что касается России, то она является главным поставщиком энергоносителей в регион. Зампредседателя фракции ХДС/ХСС в бундестаге и бывший уполномоченный по германо-российскому сотрудничеству в правительстве ФРГ Андреас Шоккенхофф на днях предсказал, что следующий кризис с участием России разразится на Балканах. «Стоит опасаться, что Россия будет использовать поставки энергоносителей в Сербию как более мощный инструмент для шантажа», — заявил Шоккенхофф в интервью газете Rheinische Post, опубликованном во вторник 18 ноября 2014 года.

Германию, таким образом, не устраивает даже сам факт поставки российских энергоносителей на Балканы. Это не означает, что Германия хотела бы сократить поставки энергоносителей на Балканы с территории России. Германию не устраивает корпоративная система в этом секторе российской экономики. Очевидно, что приватизация российских энергетических компаний с международным участием и окончание выведение их в транснациональный сектор устроили бы Берлин.

Что касается общей российской политики на Балканах, то Германия, таким образом, накануне визита в Москву своего министра иностранных дел Франк-Вальтера Штайнмайера открыто дала понять, что Россия должна навсегда уйти из этого региона.

Дмитрий Семушин