Митинг «тройки» невластных сил Армении 24 октября внес определенные уточнения в планы армянской оппозиции по продолжению борьбы с действующими властями. Главным итогом митинга стало то, что лидер партии «Процветающая Армения» и один из богатейших олигархов Армении Гагик Царукян открыто выступил за смену власти в стране, предъявив действующим властям завуалированный ультиматум.

До этого сам Царукян избегал открытых призывов к смене власти. В партии с подобными заявлениями выступали в основном представители «политического крыла», возглавляемого секретарем парламентской фракции Наирой Зограбян и экс-главой МИД Армении Варданом Осканяном. Лидер партии, который раньше пытался учитывать интересы и «бизнес» крыла, выступавшего против конфронтации с властями, поддержал курс «политиков», а ведь им нечего терять, учитывая отсутствие бизнеса.

Ведь не чем иным, как ультиматумом, слова лидера «Процветающей Армении» считать нельзя. Царукян с трибуны многотысячного митинга заявил, что хотя они за мирную смену власти и против «Майдана» в Армении, «но альтернативой Майдану не должен стать застой». Досталось от Царукяна и инициированным властями конституционным реформам, которые, по его словам, призваны обеспечить руководство страной « теми же методами и теми же людьми».

В своей речи Царукян предложил президенту и руководимой им Республиканской партии Армении (РПА) механизм плавной смены власти — отказ от мажоритарной избирательной системы. Сейчас из 131 депутата парламента — 41 избирается по мажоритарной системе, и именно благодаря "мажоритарникам « (30 из 41) РПА обеспечивает большинство в Национальном Собрании.

Чтобы понять, чем грозит властям принятие требования Царукяна, можно просто посмотреть на результаты последних парламентских выборов. В 2012 году возглавляемая президентом Республиканская партия Армении получила по пропорциональной системе 44,44% голосов, „Процветающая Армения“ — 28,81%, Армянский национальный конгресс (АНК) — 6,33%, „Оринац Еркир“ — 6,16%, „Наследие“ — 5,92%, „Дашнакцутюн“ — 5,18%. А ведь сейчас рейтинг властей упал еще ниже из-за все ухудшающейся социально-экономической ситуации в стране, неоправданного повышения тарифов и регулярных скандалов с участием представителей властей.

Если Царукяну удастся заставить власти принять это предложение, то, в случае перехода к парламентской форме правления, РПА, по всей вероятности, уступит большинство и власть оппозиционной коалиции. Ну а в случае сохранения нынешней модели, победа „Процветающей Армении“ и ее партнеров на парламентских выборах создаст им удобный плацдарм для последующей победы на президентских выборах. А чтобы власти серьезно отнеслись к его требованиям, Царукян пригрозил им на следующем митинге начать сидячую забастовку. Он также сообщил, что „тройка“ начинает формирование штабов всенародного движения по всей стране, которые должны помочь мобилизации широких масс в нужный момент. По его словам, „Процветающая Армения“ и партии-партнеры готовы к любым сценариям развития ситуации, и „если власти Армении не пойдут навстречу требованиям народа, то сотни тысяч граждан, выйдя на улицы, осуществят смену власти“.

Что касается действий властей, то, с одной стороны, представители РПА заявляют, что никаких досрочных выборов не будет, а с другой — после первого митинга „тройки“ 10 октября пресс-секретарь президента Армении Арман Сагателян сообщил, что окончательная позиция Сержа Саргсяна по представленной ему концепции конституционных реформ будет известна в феврале-марте 2015 года.

И хотя продолжаются споры о том, была ли эта отсрочка по столь важному для оппозиции вопросу результатом ее давления или каких-то закулисных договоренностей между ведущими внутриполитическими акторами, но она создает очень широкое поле для маневра действующему президенту. Самое главное — позволяет выиграть время и сбить накал протестных акций, а также дает возможность партнерам по „тройке“ рассориться при определении курса и методов дальнейшей борьбы.

Успешность этой тактики была продемонстрирована в 2011 году, когда вступление лидера АНК Левона Тер-Петросяна в непонятный обществу (и даже его сторонникам) процесс „политического диалога“ с властями, вкупе с чередой митингов без радикальных шагов, свело на нет всю протестную волну.

Что касается возможных разногласий внутри „тройки“, то последний митинг дал много поводов подозревать, что взаимоотношения и сплоченность трех партий не так идеальны, как они показывают. Это и шутки Тер-Петросяна в адрес представителей 'Наследия», и выпячивание им важности Царукяна для движения, критика противников евразийской интеграции Армении, в число которых входит и «Наследие», а в ответ — замечание Раффи Ованнисяна, что лидер АНК нарушил договоренность не затрагивать на митинге вопрос интеграционного вектора Армении. А если вспомнить еще и яростные обвинения друг друга в работе на президентскую администрацию, звучащие из уст представителей «Процветающей Армении» и «Наследия» после парламентских выборов 2012 года, то перспективы «тройки» становятся совсем безрадостными.

Можно прогнозировать, что, учитывая противоречащие двум другим партнерам внешнеполитические подходы, а также некоторое пренебрежение своими интересами (вероятно, из-за слабых мобилизационных возможностей), «Наследие» через некоторое время последует примеру АРФ «Дашнакцутюн» и выйдет из «тройки». По всей вероятности, Тер-Петросян до последнего будет цепляться за союз с Царукяном, на который он поставил весь свой политический авторитет в надежде использовать финансовые и административные ресурсы последнего для раскола правящей элиты и возвращения в «игру».

Однако остается открытым вопрос, насколько далеко готов пойти Царукян в своем противостоянии с властями, и поддержат ли все члены партии курс своего лидера.

Хотя речь Царукяна на последнем митинге и свидетельствовала о переходе своеобразного Рубикона, и он сам утверждает, что «пути назад для него нет», однако президентская кампания 2013 года показала, что у действующих властей есть возможности влияния на него и вывода его из игры в решающий момент. А пока партнерам по «тройке» следовало бы вспомнить мораль басни Ивана Крылова « Лебедь, Щука и Рак»: «когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт, и выйдет из него не дело, только мука».