По итогам VI пленума Совета «Федерации профсоюзов Белоруссии» председателем крупнейшего профсоюзного объединения постсоветской республики избран Михаил Орда. Об этом 22 октября проинформировала пресс-служба ФПБ.

«В сегодняшнем пленуме участвовали более 200 членов Совета ФПБ. Они приняли отставку Леонида Козика, который, напомним, 22 сентября нынешнего года обратился в Совет Федерации профсоюзов с просьбой снять с него полномочия председателя ФПБ», — сказано в официальном сообщении.

«Я действительно принял решение уйти, — цитируется заявление Козика. — Мне уже 67-й год, и выдвигать свою кандидатуру в следующем году на очередной пятилетний срок — не вижу смысла. И чтобы не будоражить людей своим решением за два дня до съезда — я объявил об уходе за год».

Отметим, на самом деле об отставке Козика стало известно из неофициальных источников в конце сентября, причём руководство ФПБ старательно скрывало этот факт. Вероятно, сообщение пресс-службы федерации следует понимать как указание на имевшее место год назад обсуждение отставки Козика на уровне Администрации президента, которой ФПБ полностью подконтрольна.

В ФПБ проинформировали также, что «Орда оказался явным фаворитом» на пост председателя профобъединения, т.к. «за его плечами большой опыт работы, в том числе на выборных должностях». В сообщении сказано: «Как отметил сам Михаил Орда, он намерен продолжить работу Федерации профсоюзов по защите прав и интересов людей труда и развитию социального диалога».

На самом деле, отмечают эксперты, кандидатуру Михаила Орды на должность главы ФПБ до формальной процедуры на президиуме Совета профобъединения согласовали лично с Александром Лукашенко. До этого с ним же согласовывали назначение Орды на руководящие должности в ЦК созданного в поддержку президента «Белорусского патриотического союза молодежи» и ЦК «Белорусского республиканского союза молодежи». Должность первого секретаря ЦК БРСМ Орда оставил в 2006 году и продолжил свою деятельность в Нацсобрании Белоруссии, периодически привлекаясь к сопровождению пропагандистских мероприятий (в частности, во время белорусско-российских «информационных войн»).

БРСМ считается формальной копией ВЛКСМ: при создании новой молодёжной пропрезидентской организации бывшие комсомольские работники руководствовались привычным им представлением о том, какой должна быть структура государственной организации. Поэтому, отмечают эксперты, вполне ожидаемо за образец был взят советский комсомол, однако вместо марксизма-ленинизма «идеологию» нового молодёжного объединения составила незамысловатая идея поддержки Александра Лукашенко в любых ситуациях и по любому вопросу.

Сам Александр Лукашенко не скрывает, что лично приложил руку к созданию БРСМ. Недавно, 17 октября в ходе пресс-конференции для российских региональных СМИ Лукашенко заявил: «Мы восстановили комсомол — он называется „Белорусский республиканский союз молодежи“. Раньше назывался „Белорусский союз молодёжи“, „ленинский союз молодёжи“ — ну, так тоже, наверное, неправильно, что мы к какой-то личности в своё время привязывались».

Исходя из того, что ранее Орда не был замечен в отклонении от «генеральной линии партии», остаётся неясным, что может подвигнуть его изменить своим принципам и направить ФПБ на деятельность «по защите прав и интересов людей труда и развитию социального диалога». Таковой не наблюдалось ни тогда, когда Орда возглавлял БРСМ, ни тогда, когда он перешел на работу в Нацсобрание.

Как сообщало ИА REGNUM, 26 сентября председатель Белорусского Конгресса демократических профсоюзов (БКДП) Александр Ярошук, комментируя уход с должности руководителя крупнейшей профсоюзной организации постсоветской республики, заявил: «Президент Александр Лукашенко уже несколько раз терял терпение и собирался убрать своего назначенца с должности руководителя общественной организации, которая контролирует свыше 90% работников страны. Мне это известно от людей из-за пределов Белоруссии, которые имели с Лукашенко хорошие отношения, к которым Леонид обращался за помощью, и которые его спасали». Лидер БКДП назвал причины, которые побудили Лукашенко отправить в отставку своего старого протеже: вольности с использованием значительного имущества организации, семейственность и кумовство, изоляция ФПБ на международной арене (признание ФПБ «государственной» организацией, не имеющей отношения к независимым профсоюзам).