В редакцию ИА REGNUM 26 сентября поступил текст «обвинительного заключения» по делу в отношении группы жителей Гагаузии, обвиняемых в «подготовке акций по подрыву государственного строя» при содействии спецслужб Российской Федерации.

Согласно документу, дело заведено по заявлению Службы информации и безопасности Молдавии о (здесь и далее орфография, пунктуация и стиль цитируемого документа сохранены — прим. ИА REGNUM) «совместных деяниях некоторых граждан Республики Молдова и Российской Федерации при комплексном содействии должностных лиц АТО Гагаузия», которые «ставят под угрозу территориальную целостность государства». Другим «материальным доказательством» стал «донос гражданина Андрушой Владимира от 24 июня 2014 года, в котором вышеназванный гражданин ставит в известность органы правопорядка о совершении транснациональных преступлений, указывая авторов и организаторов преступлений».

Из документа следует, что в преступных действиях были заподозрены не менее 8 жителей Гагаузии, из которых один (Владимир Андрушой) написал вышеупомянутый «донос» и процессуальный статус его неясен, двое уже осуждены, дав признательные показания и пойдя на сотрудничество со следствием, еще по двоим (которых и касается данное «обвинительное заключение», и которые своей вины не признают) дело представлено в суд, а еще трое, включая начальника Управления молодежи и спорта Исполкома (правительства) Гагаузии Анатолия Кару и его брата Игоря Кару, которые рассматриваются в качестве главных организаторов, — находятся в розыске. В деле также фигурируют имена башкана (главы) Гагаузии Михаила Формузала и депутата Народного собрания Гагаузии, лидера движения «Единая Гагаузия» Федора Гагауза, однако их процессуальный статус из документа неясен.

Как утверждает молдавское следствие, обвиняемые имели «цель нарушения территориальной целостности государства и подрыв конституционного строя Республики Молдова, выраженную в дестабилизации полноценной деятельности органов центральной власти государства с участием в территориальном разделении Республики Молдова посредством объявления независимости АТО Гагаузия». Для этого каждый из них якобы «будучи поддержан, в том числе и финансово, специальными службами Российской Федерации, намеренно принимал личное участие, а также участвовал в организации групп граждан Республики Молдова для вербовки и прохождения военно-диверсионной подготовки в нескольких населенных пунктах Российской Федерации с целью провоцирования событий, идентичных событиям, произошедшим в Крымской, Донецкой и Луганской областях Украины, в качестве инструкторов будучи задействованы офицеры российских спецслужб».

В «обвинительном заключении» утверждается, что каждый из подсудимых «добровольно и намеренно принимал участие в военно-диверсионных подготовках, проводившихся в конспиративных пунктах, находящихся в Подмосковье, а именно в поселке Ватутинки, Троицкого Района (РФ) (очевидно речь о поселке Ватутинки в Новомосковском административном округе Москвы — прим. ИА REGNUM), а также на полигоне в городе Аксай, Ростовской области (РФ), и включающих в себя такие теоретические и практические дисциплины, как: военная медицина, в ходе которой он был обучен оказанию медицинской помощи в боевых условиях, физическая подготовка, направленная на развитие физической выносливости, подготовка и проведение диверсионных операций, таких как штурм охраняемых зданий, боевые действия в городских и полевых условиях, устройство и эксплуатация автомата модели „Калашников“ („АК-74“), пистолета модели „Макаров“ („ПМ“) и др. Также был обучен строительству баррикад, оказанию сопротивления органам правопорядка, прицельной стрельбе из автомата и пистолета; метанию гранат и приготовлению „коктейлей Молотова“ и их практическому использованию и т.д.».

Интерес представляют и показания фигурантов дела. Из показаний Владимира Андрушоя: "Всего на территории РФ я находился 12 дней. Вечером З го дня за нами приехал бусик Фольксваген, мы все сели в него, с нами был сопровождающий, молодой человек 25 лет и два водителя. Мы выехали в 20-21 час с нащей территории, ехали всю ночь до Ростова-на-Дону. Приехали в Ростов в 7 утра. Нас привезли в отель, названия не помню. На первом этаже бассейн, на втором — жилые комнаты. Нас разместили по 2 человека в одном номере. Пятый человек — следил за нами. Мы поужинали и легли спать. В 6 утра на следующий день мы пощли на зарядку с руководителем, Василием Ивановичем. Зарядка около часа — отжимания, приседания. Потом завтракали. Потом нас ждала автомашина Газель, в котором уже было оружие — автоматы АК-47. Мы ехали на полигон около получаса. Мы переодели в камуфляж, который нам выдал Василий Ивановичч, гражданин РФ. На полигоне была палатка, нам выдали в ней автоматы. Нам объясняли, как держать, в положении лежа и сидя на колене, как стоять правильно, как целиться, разбирать и собирать АК-47. Нас учил другой человек, он был одет в гражданское. Выдавали по обойме, стреляли по мишеням. Учили, как попадать в цель, у нас поначалу не получалось, стреляли с 20-25 метров. Вначале вхолостую, потом боевыми патронами. Так мы стреляли до полпервого пополудни, потом в палатке чистили и собирали автоматы до 13:00. Потом шли с оружием в чехлах в газель и ехали в отель. В отеле оружие забирали и увозили на другой машине. После обеда ездили на другую территорию, недалеко от полигона, там расположено заброшенное здание. Нас учили, как нужно ползать, как прятаться, чтобы нас не было видно в траве, за деревом, как кувыркаться, как держать автомат, ползая на коленях, на носочках. Мы пытались инсценировать боевые действия и наши действия в боевых условиях. Так мы учились до 18, потом на Газели где переодевались мы ехали в отель, в наши вещи. Потом ужинали, затем плавали в бассейне. После поднимались в номер. Потом отдыхали и засыпали… Нас учили, как захватывать здание, как заходить, чтобы остаться незамеченным, учили баррикады, блокпосты из досок, холодильников, скатов, палаток. Учили, как нужно стоять при проверке автомобиля на блокпосту, кто где должен стоять — наблюдатель, автоматчик, пулеметчик., гранатометчик. Этим мы занимались до 18 вечера… Цель этих тренировок, как объясняли инструкторы — «если что-то случиться» — переворот, Майдан, сравнивали ситуацию с февралем 2014 г. на Украине… Все инструкторы торопились, говорили, что «приближался срок». Мое мнение — это была подготовка к какому-то действию, скорее всего в Гагаузии. Кроме автомата и пистолета, нас учили пользоваться шумовыми и осколочными гранатами, учебными. Учили делать «коктейль Молотова» и бросать эту зажигательную смесь. Чистый бензин, бензин-пенопласт, бензин- мыло. Подписывал документ о неразглашении факта нахождения на территории РФ: «Я такой-то, обязуюсь хранить в тайне местонахождение и действия на территории РФ».

Согласно показаниям другого свидетеля Виктора Урума, один из «инструкторов», объясняя необходимость прохождения подготовки, говорил, что «в Гагаузии был референдум, что Гагаузия хочет отсоединиться от Молдовы» (2 февраля 2014 года в Гагаузии состоялся референдум, по итогам которого 98,09% участников проголосовали за то, чтобы Гагаузия автоматически стала независимым государством в случае утраты Молдавией суверенитета (подразумевается присоединение Молдавии к Румынии), а более 97% проголосовали против вступления в ЕС и за интеграцию Молдавии в Таможенный союз. Власти Молдавии объявили гагаузский референдум «незаконным» и начали уголовное преследование его организаторов — прим. ИА REGNUM).

Еще один фигурант дела Василий Мавроди в своих показаниях заявил, что один из «российских инструкторов» сказал ему, что нужно готовиться к «предотвращению военных действий в нашем регионе — в случае нападения Кишинева на АТО Гагаузия», а другой — что "подготовка нужна в случае, если «румыны войдут на территорию Гагаузии» (в течение последних 2 лет «нейтральная» Молдавия и член НАТО Румыния заключили ряд соглашений о военном, пограничном и полицейском сотрудничестве, предусматривающих совместные действия румынских и молдавских армии и силовиков; по мнению молдавской оппозиции и экспертов, эти соглашения могут быть использованы для силового вмешательства Румынии в случае негативного для правящей в Молдавии проевропейской коалиции исхода запланированных на 30 ноября текущего года парламентских выборов — прим. ИА REGNUM).

Согласно молдавскому «обвинительному заключению», подсудимые не имеют смягчающих обстоятельств, в то время как их вина отягчается обстоятельством «совершения преступления на почве национальной ненависти».

Напомним, как сообщало ИА REGNUM, молдавский суд 4 августа осудил на 5 лет условно двоих молодых людей из Гагаузии, ранее задержанных молдавскими спецслужбами в Комрате по подозрению в «экстремизме» и подготовке акций «антиконституционного характера». Подсудимые признали свою вину и были признаны виновными по статьям «Оказание поддержки иностранным спецслужбам в террористических намерениях» (ст. 279 ч. 1 УК РМ) и «Подготовка к организации незаконного военизированного формирования» (ст. 26, 282 УК РМ). Как утверждает молдавское следствие, жители Комрата Василий Мавроди и Виктор Урум «проходили военную подготовку на территории Российской Федерации в лагере вблизи Ростова-на-Дону, в частности, их обучали изготавливать коктейли Молотова, обращаться с различными видами оружия, противостоять органам правопорядка в случае массовых столкновений».

В начале сентября Генеральная прокуратура Молдавии завершила следствие и передала в суд дела в отношении еще двух жителей Гагаузии, обвиняемых по целому ряду статей УК Молдавии: «вербовка наемников, а также организация и обучение групп лиц с целью использования их в насильственных действиях, направленных на подрыв конституционного строя и территориальной целостности», «вербовка, обучение и оказание помощи иностранным спецслужбам в террористических целях», «подготовка к созданию незаконных военизированных формирований», «подготовка к незаконному приобретению оружия и боеприпасов» и «измена родине».

По версии молдавских спецслужб, с 1 января 2014 года соответствующую подготовку на территории РФ прошли десятки молодых людей из Гагаузии, при этом их работу якобы координировал начальник управления молодежи и спорта Гагаузии Анатолий Кара, в настоящее время находящийся за пределами Молдавии, предположительно в России.