Экспертный опрос: Тверская область становится лидером в сфере управления региональными финансами
Тверская область, 23 сентября, 2014, 15:38 — ИА Регнум. Тверская область вошла в перечень субъектов Федерации с высоким качеством финансового менеджмента, составленный Министерством финансов РФ по результатам оценки управления региональными финансами за 2013 год. Всего в этот перечень попали 23 российских региона, из них Центральный федеральный округ представляют пять: кроме Тверской, это Владимирская, Курская и Липецкая области и г. Москва.
Следует отметить, что результат последнего мониторинга Минфина стал серьезным прорывом для области: в прошлом он занимал место в основной части списка, среди регионов с надлежащим качеством управления региональными финансами (по последней оценке, к группе относятся 54 субъекта Федерации).
ИА REGNUM обратилось к российским финансовым экспертам с просьбой оценить причины, качественно улучшившие результаты Тверской области в сфере управления финансами и степень влияния их на реальную экономическую ситуацию в Верхневолжье.
Людмила Пронина, доктор экономических наук, профессор кафедры экономики и финансов общественного сектора ИГСУ РАНХиГС: Следует пояснить, что в соответствии с государственной программой «Создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами, повышения устойчивости бюджетов субъектов Российской Федерации» Минфин РФ осуществляет мониторинг качества управления региональными и муниципальными финансами. При этом используются целевые индикаторы, обозначенные в данной программе. Кроме того, применяется специальная методика Минфина РФ.
Так, в подпрограмме № 3 "Содействие повышению качества управления региональными и муниципальными финансами "вышеназванной программы используются четыре целевых индикатора. Среди них такой индикатор, как «Количество субъектов РФ, имеющих высокое и надлежащее качество управления региональными финансами». В 2012 году насчитали 71 такой регион, на I этапе выполнения программы планируется увеличить их количество до 74, а на II этапе — до 78 регионов.
Принадлежность к таким субъектам РФ определяется по методике, содержащей ряд финансовых показателей. Среди них, в частности, такие показатели, как доля расходов консолидированных бюджетов субъектов РФ, формируемых в рамках целевых программ; субъекты РФ, получившие субсидию на реализацию региональных программ повышения эффективности бюджетных расходов; субъекты РФ, соблюдающие условия соглашений о мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступления налоговых и неналоговых доходов и другие. Несмотря на то, что принадлежность к субъектам РФ, имеющим высокое и надлежащее качество управления региональными финансами, не сопровождается предоставлением субсидий из федерального бюджета, сам факт вхождения в список эффективно распоряжающихся финансами региона, безусловно, будет учитываться Минфином.
Анна Бодрова, старший аналитик компании «Альпари»: Стандартно управление региональными финансами подразумевает определенное прогнозируемое воздействие местных органов власти на финансовые отношения внутри региона, значение имеет и перенаправление, и структурное формирование финансовых потоков. В результате грамотной реализации стратегии развития, активного открытого диалога с бизнесом и налогоплательщиками и формируется высокое качество подобного управления. Для региональных властей очень важно иметь постоянную обратную связь с предпринимателями и избирателями, а также с основными слоями общества. Очевидно, руководство Тверской области взвешенно подходит к региональной политике в ее целом и частном понимании. Можно предположить, что грамотное управление региональными финансами позже будет способствовать как укреплению кредитного рейтинга региона, так и привлечению дополнительных инвестиций в область.
Владимир Климанов, заведующий кафедрой госрегулирования экономики Института общественных наук РАНХиГС: Оценка качества управления региональными финансами проводится Минфином России уже много лет. Ранее такие действия выполнялись в рамках конкурсного распределения специальных субсидий, направляемых из федерального бюджета в субъекты Российской Федерации — на поддержку реализации программ реформирования региональных финансов и региональных программ повышения эффективности бюджетных расходов.
Но с некоторых пор качество управления бюджетными средствами оценивается не только в регионах, подавших заявки на участие в конкурсе, но и во всех субъектах страны по единой методике и утвержденному порядку (утвержден Приказом Минфина России от 3 декабря 2010 г. № 552). Согласно этому порядку, оценка качества управления региональными финансами предусматривает анализ соблюдения субъектами РФ требований Бюджетного кодекса. Кроме этого, такие аспекты управления региональными финансами как бюджетное планирование, исполнение бюджета, управление государственным долгом, финансовые взаимоотношения с муниципальными образованиями, управление государственной собственностью, оказание государственных услуг и прозрачность бюджетного процесса. Оценка осуществляется в баллах и проводится по единым для всех регионов методологическим принципам на основе значений индикаторов.
По результатам оценки составляется рейтинг, в котором все субъекты страны ранжируются в соответствии с полученными значениями по трем степеням: с высоким, надлежащим и низким качеством. Регионам второй группы Минфин России отправляет рекомендацию о необходимости разработки и принятия мер по повышению качества управления региональными финансами в тех сферах, в которых качество управления оценено на низком уровне. Регионы третьей группы получают требование о проведении аудита эффективности использования бюджетных средств.
Для регионов-лидеров, помимо морального удовлетворения, формально проведенная оценка не сулит новых дополнительных средств финансовой помощи. Но косвенно оценка связана с рассмотрением вопросов конкурсного распределения средств федерального бюджета, бюджетных кредитов, а также иных действий со стороны федерального центра. Антон Сороко, аналитик инвестиционного холдинга «ФИНАМ»: Эффективность управления финансами важна не только на федеральном уровне, но и на местах. Для потребителя в конечном итоге не важно, в какой части цепочки была допущена неэффективность, которая повлекла за собой потерю бюджетных средств. Если регион славится высоким уровнем управления финансами, это говорит о том, что при прочих равных в сложной экономической ситуации решить проблемы за счет оптимизации расходов и доходов без повышения фискальной нагрузки будет значительно проще. Также такие регионы вполне могут рассчитывать на дополнительные преференции со стороны федерального бюджета, т.к. доверие чиновников к местным властям будет существенно выше, чем, если бы речь шла о регионе с низким уровнем управления финансовыми потоками — в такой ситуации велики риски траты бюджетных средств без значимого экономического эффекта.
Иван Райдур, заслуженный экономист России, ведущий эксперт в финансовой сфере: Среди основных показателей, характеризующих отдельные сферы управления финансами, Минфин учитывает качество бюджетного планирования. В Тверской области 98% расходов формируется в рамках целевых программ, где закладываются цели, задачи и финансовые результаты реализации документов. Кроме того, регион демонстрирует эффективное прогнозирование доходной части бюджета, управление налоговыми льготами.
Еще один показатель — качество исполнения бюджета. Экспертами Минфина РФ отмечено, что в Тверской области нет просроченной кредиторской задолженности, все обязательства исполняются в установленные сроки. Плюсами региона стали также сбалансированность казны, наличие системы эффективного расчета объема бюджетных ассигнований на содержание бюджетных учреждений.
Отдельная позиция — качество управления государственным долгом. По оценке Минфина РФ, Тверская область является качественным заемщиком, который точно и в срок выполняет все обязательства по погашению госдолга. В 2013 году регион не допустил серьезного роста расходов на его обслуживание. Сегодня внутренний долг Тверской области составляет порядка 21 миллиарда рублей. Это не превышает нормативов, установленных Бюджетным кодексом РФ, где для субъектов РФ предусмотрена возможность иметь долг в пределах собственных налоговых доходов региона (в Верхневолжье это порядка 37 миллиардов рублей).
Министерством финансов РФ отмечена и высокая степень прозрачности бюджетного процесса. Все материалы на эту тему, такие как закон об областном бюджете, отчеты о его исполнении, доступны для населения: проводятся общественные слушания, информация размещается в СМИ и сети Интернет.
Высокую оценку получила также выстроенная в регионе эффективная система межбюджетных отношений. Основной объем финансовой помощи муниципальным образованиям направляется в виде дотаций, значительная часть межбюджетных трансфертов — через дополнительные нормативы от налогов. Это значительно повышает возможности муниципалитетов в развитии собственной доходной базы, маневре по направлению средств на решение наиболее актуальных задач. Кроме того, в Тверской области, как и на федеральном уровне, действует система мониторинга эффективности расходования бюджетных средств муниципальными образованиями. По итогам 2013 года лучшими по финансовому менеджменту признаны Нелидовский, Кесовогорский, Старицкий, Ржевский и Западнодвинский районы. Каждый в качестве поощрения получит 1 миллион 80 тысяч рублей, которые будут направлены на улучшение социального самочувствия граждан.
В дальнейшем правительство Тверской области планирует совершенствовать выстроенную в регионе систему управления финансами. Основные усилия будут направлены на повышение наполняемости областного бюджета за счет роста региональной экономики и контроль за расходованием средств бюджетополучателями.