В Крыму будет высокая явка на выборы в органы местного самоуправления, выяснили социологи "Региональной Программы «Общественное мнение», сообщает корреспондент ИА REGNUM. Уже сейчас в Симферополе 91% респондентов отвечают, что знают о выборах, а 86% правильно называют их дату. Всего на избирательные участки готовы прийти 85% опрошенных симферопольцев. При этом только 60% знают, за кого будут голосовать, а 25% до сих пор не определились с выбором, отмечают социологи.

Это делает выборы достаточно непредсказуемыми, считает директор "Региональной Программы «Общественное мнение» Татьяна Клименко. «Такой процент неопределившихся это риск, и выборного характера, и поствыборного. Социум скопил определенную энергию и планирует выплеснуть ее в виде волеизъявления — проголосовать в современных политических реалиях, но выбор конкретного кандидата не совершил, а значит, его накопленная энергия может вылиться в непредсказуемые места — и в день голосования он выберет не рационально, а эмоционально и ситуативно. И это может существенно повлиять на ожидаемые результаты. Хотя, чаще всего, в таких ситуациях происходит следующее: неопределившиеся голосуют „за победителя“, то есть за того кандидата или партию, которую он мыслит лидером предвыборной гонки. Не секрет, что голосовать за аутсайдеров не любит никто», — заявила она корреспонденту ИА REGNUM.

Второй поствыборный риск, по ее словам, в том, что население находится в состоянии завышенных ожиданий: «Это проявляется, в том числе, в желании участвовать в политической жизни нового Крыма. И тут можно вспомнить ситуацию после победы на выборах Януковича, когда обманутые ожидания стали проявляться в каждодневных бытовых разочарованиях. И тут население может произвести перенос: все свои положительные чаяния и ожидания перенести на образ непреступной, центральной власти (в наших условиях, вероятнее всего, это будет образ президента РФ Владимира Путина), а все негативные — на местную власть. И степень разрыва этих образов будет напрямую связана с управляемостью полуостровом. Если ожидания будут обмануты, то успешное управление Крымом будет возможно только в „ручном режиме“ из Москвы. Но для более детальных социальных прогнозов требуется другое — профильное исследование. На карте слишком много неизвестных. Например, фигура Сергея Аксенова, если он продолжит занимать свой пост. Он может сократить разрыв между завышенными ожиданиями крымчан и социальной реальностью после выборов, а может наоборот выступить катализатором социальной реакции. Необходимо глубже изучить не только современные рейтинги, но и их природу, чтобы сказать точнее. Но в целом, как нам кажется, сегодня поствыборный Крым обнулит счетчик кредита доверия, проголосовав, и далее начнет сравнивать свои ожидания и реальность».

Социологи удивлены данным опроса — в выборах готовы принять участие 70% респондентов в возрасте до 30 лет — это высокий показатель электоральной активности для данной социальной группы. При этом только 24% молодых людей знают, за кого будут голосовать. Эксперты допускают риск роста социальных противоречий. Политическая активность неопределившейся с выбором молодежи может найти себе «свой путь». Социологи вспоминают протесты на Болотной площади в Москве после выборов депутатов в Государственную думу в 2011 году. Однако в Крыму «болотный сценарий» не пройдёт, уверена Татьяна Клименко.

«Крымчане слишком сильно сегодня ценят мир, чтобы начинать выражать свой социальный протест в формах, которые, по их мнению, стали причиной военных действий на Украине. Нет, социальный протест, если он будет, — будет принимать совершенно другие формы. Правда, иногда прямой протест, без препятствий и разрешенный, хорошо снимает агрессию и продлевает периоды кредита доверия, так как воспринимается как форма контроля власти. Но в современных реалиях „близкой войны“ мы можем ожидать лишь скрытый бытовой протест, который снизит эффективность управления полуостровом», — добавила она.

С риском роста социальных противоречий социологи рекомендуют начать работать. Например, раздавая предвыборные общения, политики должны: делать упор на разные социальные группы, не унифицируя свои обещания, что в целом снижает их вес в сознании избирателя; использовать разные каналы коммуникации, организовывать диалог на важные для избирателя темы; смотреть в общество и видеть человека, а не смотреть на человека и видеть электорат.

Клименко уверена, для общества опасны не сами выборы, а «короткие кампании», когда избираемые не уверены в своем завтрашнем дне и в короткие 3-4 месяца мобилизуют электорат через «горячие темы». Подготовиться же к «длинной кампании» (такие начинаются на следующий день после состоявшихся выборов и длятся весь срок пребывания политсилы во власти) российские политические партии просто не имели возможности, ведь Крым стал частью России только в марте 2014 года.