Руководитель Центра анализа международной политики Института глобализации Михаил Нейжмаков считает, что подписание Украиной экономической части соглашения об ассоциации с ЕС пока не приведет к тотальному закрытию для нее рынков участников Таможенного союза, за исключением России. Об этом он сегодня, 24 июня, заявил корреспонденту ИА REGNUM.

"Как известно, после состоявшегося 23 июня 2014 года в Сочи заседания Совета Евразийской экономической комиссии первый вице-премьер России Игорь Шувалов заявил, что решение о защите национального рынка будет приниматься российским правительством, а не ЕЭК. Это значит, что пока заручиться поддержкой партнеров по Таможенному союзу в данном вопросе Москве не удалось, и это было предсказуемо", - отметил Нейжмаков.

По его словам, только ради сотрудничества с Россией наши партнеры не собираются портить отношения с Украиной, в том числе по экономическим причинам. "Возьмем для примера Белоруссию. Продукция белорусских НПЗ до недавнего времени занимала около 40% соответствующего украинского рынка, на Украину также активно экспортировались белорусские сельхозтовары. В свою очередь, 33,4% экспорта украинской электроэнергии в 2013 году направлялось в Белоруссию. Причем, лидируют по товарообороту с Белоруссией именно центральные регионы Украины. Недаром Александр Лукашенко присутствовал на инаугурации своего нового украинского коллеги Петра Порошенко, а в марте 2014 года, после свержения Виктора Януковича, заверял в продолжении взаимного сотрудничества Александра Турчинова", - пояснил эксперт.

Впрочем, по его мнению, отдельные меры России в отношении Украины партнеры по Таможенному союзу могут поддержать в том случае, если это будет в интересах их собственных экономик. Например, белорусское правительство, поддерживая собственного производителя, с 1 июня 2014 года ввело разовые лицензии на ввоз в свою страну некоторых наименований товаров из-за пределов Таможенного союза (в том числе кондитерских и макаронных изделий, цемента, стеклотары). Эти меры задевают и Украину, для которой Белоруссия является важным рынком сбыта тех же кондитерских товаров.

"Меры, с помощью которых Россия будет единолично защищать свой национальный рынок, очевидны - это, прежде всего, повышение пошлин на ввоз украинских товаров, о чем ранее говорил Владимир Путин. Последствия для Украины в этом случае будут не самыми приятными. Вспомним, что еще в 2013 году более 23% украинского экспорта направлялось в Россию, в значительной мере это была продукция машиностроения и металлургии. Нельзя забывать, однако, что политический кризис на самой Украине и охлаждение российско-украинских отношений нанесли удар по взаимному товарообороту даже без масштабных санкций со стороны Москвы, - подчеркнул Михаил Нейжмаков. - Тот же Александр Турчинов, будучи и.о. президента Украины, запретил поставки в Россию продукции военного назначения, а Петр Порошенко, заняв президентское кресло, 16 июня 2014 года объявил о запрете экспорта в Россию и продукции двойного назначения. К последней относились, прежде всего, двигатели для вертолетов (со стороны Украины их ведущий поставщик в Россию - запорожская компания "Мотор Сич")".

Больше всего, как отметил руководитель Центра анализа международной политики Института глобализации, от разрыва связей с Россией пострадают предприятия, расположенные на украинском востоке. Речь не только о Донбассе и Луганщине, контроль над которыми Киев уже во многом потерял, но и о Запорожье, где действуют значимые предприятия ВПК и "Запорожсталь". "Причем, такая ситуация может оказаться выгодна многим в киевских верхах - ведь разрыв связей с Россией ослабит крупный бизнес юго-востока Украины, а значит, и его политическое влияние", - резюмировал Нейжмаков.

Напомним, что подписание экономической части соглашения об ассоциации Украины с ЕС намечено на 27 июня. Его политическая часть подписана еще в марте Арсением Яценюком, которого Верховная Рада назначила премьер-министром. Документ предусматривает взаимную отмену ряда пошлин между Украиной и ЕС, создание зоны свободной торговли сроком не менее 10 лет, внедрение европейских стандартов в производство, а также обязывает Киев консультироваться с Брюсселем при изменениях в законодательстве или в части изменения пошлин на те или иные товары.