Лидер немецкого движения Крыма: "Россия без немцев - это слабая Россия"
Москва, 10 июня, 2014, 10:41 — ИА Регнум. На карте Крыма до сих пор есть Цюрихталь, Кроненберг, Розенталь... Хотя переселявшиеся в Крым немцы не обязательно давали своим поселениям германоязычные названия. С немцами Крыма, например, связан Судак - поселок в Феодосийском районе, традиционный центр крымского виноделия, который возник на месте швейцарской колонии. Немцы развивали в Крыму виноделие, фармацевтику, сельское хозяйство. Урожаи с немецких полей Крыма до революции 1917 года превышали общероссийские в несколько раз.
18 августа 1941 года все крымские немцы от 18 до 60 лет были депортированы в Сибирь и Казахстан, где пребывали вплоть до брежневских времен. Массовое возвращение немцев Крыма на историческую родину было прервано горбачевской перестройкой и крахом Советского Союза. Напуганные резким ухудшением ситуации в СССР немцы стали уезжать в Германию.
Запад до сих пор зовет немцев Крыма к отъезду в Европу. Но не каждый крымский немец спешит паковать чемоданы. В Крыму остаются жить те немцы, которые не мыслят себя без России. О жизни немцев Крыма ИА REGNUM рассказал Владимир Эммерих - лидер немецкого движения Крыма, пастор лютеранского прихода Св. Марии в городе Ялта.
ИА REGNUM: Скажите, а как крымские немцы объясняют для себя депортацию народов Крыма во время
Крымских немцев выслали 18 августа 1941 года. Указ об общесоюзном выселении немцев от 18 до 60 лет был подписан 28 августа 1941 года (указ Президиума Верховного Совета СССР "О переселении немцев, проживающих в районах Поволжья" - прим. ИА REGNUM), но в Крыму депортацию немцев провели на 10 дней раньше. Нас выселяли в Казахстан и Сибирь по вполне понятным причинам. Опасались, что среди немцев России и Украины найдутся люди, которые могут стать пятой колонной гитлеровской Германии в СССР.
Еще одной причиной был всплеск антинемецких настроений. Как и в годы Первой мировой войны, слово "немец" летом 1941 года стало проклятием. У основной массы граждан СССР слово "немец" было синонимом слова "фашист". Наши сограждане, обуреваемые ненавистью к нацизму, свое чувство старались выместить на каждом немце, которого видели. Такое отношение к немцам наблюдалось в СССР и после войны, в 1950-х годах. Людям было трудно объяснить, что немец и фашист - это разные вещи.
Страдания депортированных крымских немцев напрямую коснулись моей семьи. В 1941 году в депортации погибли четверо родных моего отца: трое его братьев и сестра. Всех их в августе 1941 года депортировали, и в течение месяца они все погибли в трудовом лагере в Сибири. Мой дед, отец моего отца, в течение месяца получил четыре похоронки.
Отец был младшим в семье. Его под самый конец войны призвали в трудовую армию, под Красноярск. Он там пробыл четыре месяца. Он говорил, что едва не погиб там. Голод, ненормированный рабочий день, тяжелые условия труда, ненависть окружающих. Когда он уже слег, его отпустили домой. Видели, что он уже не жилец. Но отец кое-как добрался до дома. Когда он подошел к калитке, отец и мать его не узнали: до того он был больной и истощенный.
Что касается депортаций 1944 года, то другие народы выселили по другой причине. Тут, скорее всего, был геополитический расчет Сталина. Америка, которая помогала СССР в годы войны, перед концом войны поставила перед Сталиным условие: в обмен на помощь Москва должна была предоставить американцам Крым, чтобы США создали в Крыму еврейское государство, аналог нынешнего Израиля. Для этого требовалось очистить Крым от "посторонних" наций, прежде всего, от крымских татар. Этот процесс был запущен в мае 1944 года. Но Сталину потом удалось обмануть американцев, и еврейский проект в Крыму не состоялся.
ИА REGNUM: Тема сталинских депортаций начала подниматься в СССР после знаменитого доклада Хрущева о культе личности Сталина, развилась в 1960-1970-е годы и дошла до своего апогея в годы перестройки. На гребне этой волны поднялся и потом вошел в политику крымский татарин
Такие немцы были тогда, есть и сегодня. Когда в СССР началась перестройка, среди советских немцев появились дельцы, которые решили подзаработать на волне обустройства возвращающихся из депортации. У нас во времена Горбачева на возвращение депортированных крымских немцев выделялись очень большие деньги. Выделялись земельные участки, строились дома. Но на настоящий день в этих якобы немецких домах ни один немец не живет. Германия тогда поставила в Крым жилые вагончики для переселяющихся. Ни один вагончик немцу не достался, но определенные личности заработали на чужом горе. Увы, эти личности - немцы, немцы без совести. Такие немецкие псевдолидеры есть не только в Крыму, но и в Москве. Немецкое движение Крыма противится этим выскочкам. Но эти выскочки умудряются пролезать во все медийные лазейки и демонстрировать, что только они представляют интересы немцев России.
За тем, что сейчас происходит на Украине, стояли Фонд
ИА REGNUM: А есть ли в Германии фонды, которые хотят помогать немцам Украины и Крыма?
Единственные, с кем можно работать - это посольства Германии. МИД Германии - не фонд. Если видите где-то западный фонд, который якобы хочет помочь России, вспоминайте небезызвестного
ИА REGNUM: С 1991 по 2014 годы Крым входил в состав независимой Украины, и крымские немцы были гражданами Украины. Много ли этих немцев - граждан Украины стремилось покинуть страну? Или же были те, которые хотели остаться на Украине?
Перескажу свои впечатления. Когда я был еще мальчиком, мы жили в Сибири. Тогда, в годы хрущевской оттепели, впервые заговорили о несправедливости выселения Сталиным крымских немцев. Мы захотели вернуться в Крым. Советское государство тогда заявило, что в Крым нас не пустят, но зато мы можем создать свою автономию на юге Сибири, по типу Еврейской автономной области. Мы не согласились. При Хрущеве только единицам из нашего народа удавалось выбираться на землю предков, в Крым. Активный процесс репатриации начался при Брежневе, а более массово - при Горбачеве.
Многие немцы тогда хотели переселиться в Германию. Я тогда был против того, чтобы Германия открывала нам ворота для переезда туда. В то же время я возмущался тем, что Москва не создает нам условий для того, чтобы мы оставались в России. Ведь каждый российский немец любит Россию и хочет работать в ней во имя ее процветания. Кроме того, российские цари не просто так старались удержать переселенцев из Германии в России. Немецкий дух обогащал русскую культуру, русский дух - немецкое самосознание, а вместе это рождало общее взаиморазвитие России и Германии.
История показала, что русское и немецкое самосознание очень близки друг к другу. В СССР была Автономная Республика немцев Поволжья. Но были также силы как внутри, так и вне СССР, которые были противниками сближения СССР и Германии. Внутри Советского Союза боялись выплаты компенсации выселенным немцам, чувствовали вину перед выселенными людьми. Кроме того, шаг навстречу репрессированным немцам вынуждал к активизации внутри СССР политических движений со стороны других репрессированных народов. Кроме того, если бы советская власть дала немцам Крыма автономию, то сразу же активизировались бы крымские татары. Советское правительство оказалось бы в заложниках у лидеров крымско-татарского движения. Татары в плане продвижения своих интересов тогда были активнее всех.
Крымско-татарских диссидентов тогда опекал Запад. Он же продвигал и наших псевдолидеров. Запад не хотел, чтобы мы возвращались в Крым. Он хотел, чтобы все российские немцы уехали за пределы СССР. Тогда бы Западу удалось максимально ослабить своего геополитического противника - Россию. Россия без немцев - это слабая Россия. Из нашей лютеранской общины уехала в Германию большая часть. Это были одни из самых активных и деятельных людей в Крыму. С кем нам сейчас работать? Как отстаивать интересы России?
Крымские немцы уступают крымским татарам и в плане организации, и сплоченности, а некоторые даже и по интеллекту. Но надо смотреть на перспективу. Оставшиеся в Крыму российские немцы могли бы развивать отношения с Германией и Европой и тем самым усиливать Россию. Когда я общаюсь с моими немецкими соотечественниками, то говорю: Германия без России, Россия без Германии - это ничто. Русские и немцы тянутся друг к другу, а Англия и США чужды нам обоим.
ИА REGNUM: А возможно ли такое, что проживающие в Германии российские немцы начнут возвращаться в Россию?
Этот процесс уже начался. Спасибо
У меня в Германии много друзей и родственников. Могу сделать градацию уехавших туда немцев. Есть те, которые уехали, и им больше ничего не надо. Их уже в Россию не вернуть. Есть такие, которые хотят быть и в Германии, и в России, но работа в Германии мешает им вернуться в Россию. Надо создать условия, когда российский немец, будучи гражданином ФРГ, мог бы иметь свое дело в России. Тогда проблема решится.
Есть такие немцы, которые не могут прижиться в Германии. Им там плохо. Есть и те, которые возвращаются в Россию. Надо создать условия для возвращения этих немцев в Россию. Но повальное возвращение российских немцев нам не выгодно. Нам не нужен балласт. Нам нужны работяги, которые будут тут работать, строить фабрики и заводы.
Я бы еще сказал о диффузии. Нам, в идеале, нужно вернуться в то время, которое было до революции 1917 года. Тогда немцы не только приезжали из Германии в Россию. Была большая диффузия. Ездили друг к другу, роднились, общались. Россия и Германия тогда были почти единым государством.
В Крыму до Советской власти было 149 лютеранских общин. Сейчас их гораздо меньше. Я руковожу одной из немногих оставшихся общин - приходом кирхи святой Марии в Ялте. В нашей кирхе есть иконы. В лютеранстве икон нет, но у нас они есть. К нам ходят молиться православные. Так сложилось в Ялте исторически. Немцы, лютеране России, за века жизни здесь сами стали отчасти православными.
Беседовал Артур Приймак