Не только в Армении, но и на международном уровне, во многих странах сегодня идут серьезные обсуждения, касающиеся прав человека, верховенства права. Общая тенденция такова, что обеспечение верховенства права, практической реализации конституционных, законодательных регулировок становится задачей номер один. Об этом на общественных слушаниях по вопросу конституционных реформ в Армении 20 мая заявил председатель Конституционного суда Армении Гагик Арутюнян, добавив, что эти вопросы рассматриваются в рамках теории естественного права, которая определяет права человека высшей ценностью, передает корреспондент ИА REGNUM.

По словам Арутюняна, общие международные тенденции конституционного развития и международные обязательства, взятые на себя Арменией, обязывают направить процесс развития Конституции с учетом указанных тенденций, то есть в правовом смысле обеспечить выполнение нормы о верховенстве и первоочередности права. "В 2005 году, когда вносились поправки в Конституцию, все это было нами учтено, были приняты определенные меры, которые реализовались в статье №3 Конституции Армении, где права не только были признаны высшей ценностью, но и было закреплено положение о том, что естественные права как права непосредственно действующие ограничивают государство и власти. Это было серьезнейшим прогрессом с точки зрения правоведения и методологии, потому что, если вы обратите внимание, прежней редакцией Конституции приоритет права не был признан вообще", - напомнил Арутюнян.

При этом докладчик признал, что, несмотря на закрепление в Конституции, данные положения не нашли должного применения на практике. "Эта статья осталась на бумаге в виде доброго пожелания. Непосредственное действие прав не гарантировано и не защищено, границы действий власти не ограничены, в условиях чего было бы возможным обеспечить верховенство права", - сказал спикер. По его словам, права человека должны быть признаны Конституцией, гарантированы законодательством, обеспечены адекватными структурными решениями и защищены, однако, поскольку права человека были закреплены Конституцией довольно поспешно, несовершенство решений в этой области приводит к различным проявлениям нарушений прав человека в Армении. "К сожалению, в нашей правовой системе сегодня на общественно-правовую ответственность власти сегодня закрывают глаза, политическая ответственность оставлена на усмотрение избирателя", - сказал он.

"Эта проблема возникает в тот момент, когда человек или политическая сила просят у человека мандат на осуществление государственно-управленческих полномочий. То есть предлагают определенную программу, на исполнение которой они должны получить мандат и приступить к ее реализации. Впоследствии эта программа должна материализоваться с использованием соответствующих рычагов исполнения. Что же происходит у нас? Люди, когда обращаются к избирателю, обещают ему все, на что хватает фантазии. Если мы попытаемся сравнить эти обещания с функциями, которые будут возложены на обещающего, мы увидим, что там разница как между небом и землей. Обещания остаются добрыми пожеланиями, не воплощаются в реальной жизни", - отметил Арутюнян. Еще одним упущением Арутюнян назвал отсутствие в Армении соответствующего института реализации функций ответственности власти перед избирателем, а также порочную практику перевода правовых споров в политическую плоскость и наоборот. Кроме того, Арутюнян в качестве одного из основных принципов построения государства, постулирующего верховенство права во всех его смыслах, указал на необходимость независимой системы судопроизводства.

"Если сегодня мы не решим эти проблемы, завтра-послезавтра их негативные последствия будут множиться по законам геометрической прогрессии. Они будут углубляться и в дальнейшем приводить к появлению гораздо более серьезных проблем, станут системными и будут репродуцировать сами себя. Их решение жизненно важно не только в рамках международных обязательств Армении, но и в контексте нашего стремления построить правовое, демократическое государство. Самой большой проблемой нашей страны и государств нашего типа (даже говорят - правовым заболеванием) является большая разница и даже противоречия между Конституцией, правовой системой и правоприменительной практикой. Есть конституция, нет конституционности; есть парламент, нет парламентаризма; есть суды, нет правосудия. Наша проблема не в отсутствии институтов, а с полноценным исполнением их функций", - заявил Арутюнян. Юрист скептически добавил, что в Армении в пятом веке конституционность была на более высоком уровне, нежели сегодня.

Глава КС Армении также коснулся вопроса о переходе к парламентской системе правления, заверив, что окончательного решения на этот счет в профессиональной комиссии по конституционным реформам при президенте Армении пока нет. По его словам, парламентаризм может рассматриваться как более актуальная среда в контексте решения существующих проблем правовой сферы в Армении, однако на данный момент в комиссии идет процесс сбора и анализа мнений, по результатам которого будет проведено внутреннее голосование. Кроме того, комиссия, сообщил Гагик Арутюнян, изучает вопрос избирательной системы. Оформленные предложения планируется обнародовать ближе к 20-25 июня.

Как ранее сообщало ИА REGNUM, профессиональная комиссия по конституционным реформам при президенте Армении 10 апреля обнародовала текст предварительного варианта проекта концепции реформирования Конституции страны. В проекте документа переход к парламентской системе правления рассматривается, как альтернатива действующей системе. Согласно документу, при переходе к парламентской системе правления президент Армении будет избираться Национальным собранием сроком на семь лет без права на переизбрание. Основной миссией президента будет обеспечение соблюдения Конституции, эффективного применения полномочий сдержек и противовесов, что возможно лишь в том случае, когда президент не вовлечен в текущие политические проблемы, является "надпартийной" фигурой, является беспристрастным и выполняет в первую очередь роль посредника и арбитра.