Политика интеграции мигрантов: о практике двойного гражданства в Германии и России
Москва, 9 апреля, 2014, 20:35 — ИА Регнум. 31 марта 2014 года в Госдуму от депутата
Принципиальная возможность получения двойного гражданства появилась в ФРГ в начале 1990-х годов. До этого государственная практика Германии выступала против подобного института. Потребовалась новая идеология. Согласно доктрине мультикультурализма, двойное гражданство стало символом открытости миру индивида, а практика двойного гражданства в государстве - свидетельством уважения к "мультикультурным биографиям". Два паспорта становились аналогом биографии индивида и символом космополитических взглядов. От подобных мультикультурных подходов в Германии сейчас уже отказались. Но проблема двойного гражданства все равно остается. Правда, рассматривается она теперь в русле так называемой "интеграционной политики", под которой понимается, если не ассимиляция, то хотя бы полная культурная адаптация иностранцев к немецкому обществу. При этом в Германии, как сторонники введения института двойного гражданства, так и противники апеллируют именно к целесообразности подобной практики для актуальной интеграционной политики. Отметим здесь, что возможность сохранения двойного гражданства важна для мигрантов не только в эмоциональном, но в финансовом плане, когда, например, речь заходит о наследстве на родине. Двойное гражданство выигрышно для мигрантов и в той ситуации, когда они вдруг решают вернуться на родину. Настало время для спокойного подхода к немецкому гражданству, констатировала вчера в специально посвященной проблеме статье германская Süddeutsche Zeitung. Doppelte Staatsbürgerschaft остается в центре внутреннего культурного и политического дискурса в Германии.
Предшествующий правительственный кабинет
За введение в Германии двойного гражданства выступила СвДП на своем предвыборном съезде в Нюрнберге, состоявшемся 5 мая 2013 года. Введение двойного гражданства в Германии стало пунктом в предвыборной программе германской Социал-демократической партии (
Сразу оговоримся, что существующее германское законодательство о гражданстве не настолько "монолитно" в отношении отрицания двойного гражданства. В любом правиле бывают исключения. И рациональные немцы не могут отвергать этот простой факт. Немецкое законодательство разрешает гражданам Германии иметь гражданство еще одного государства лишь в порядке исключения. В подавляющем же большинстве случаев при получении немецкого гражданства иммигранты обязаны отказаться от своего прежнего гражданства. Германский закон о гражданстве предусматривает исключения из общих правил. Так, например, немцы-переселенцы из стран
Проблема двойного гражданства в Германии политически и культурно актуальна, прежде всего, из-за живущей в стране многомиллионной турецкой общины. Германия строго подходит к институту своего гражданства. Принимающий германское гражданство мигрант обязан отказаться от предшествующего гражданства. Однако закон о гражданстве, действовавший в Германии до 1 января 2000 года, создавал возможность новым германским гражданам возвращаться к своему предшествующему гражданству, вновь обретая его. Этим активно занимались многие турки. Сколько? Неизвестно, но речь идет о десятках тысяч человек. Для принятия германского гражданства турки лицемерно отказывались от турецкого гражданства, чтобы после принятия германского гражданства вновь вернуть себе турецкое гражданство. Турция была согласна с подобной практикой. Десятки тысяч турок - новых германских граждан одновременно вполне легально являлись до 2000 года гражданами Турции. У Германии не было юридических оснований лишать этих своих граждан германского гражданства из-за наличия у них двойного гражданства. Это была практика, не предусмотренная германским законом о гражданстве. Однако закон о гражданстве, вступивший в силу 1 января 2000 года, подобную практику двойного гражданства официально прекратил. В соответствии с новым законом, гражданин Германии перестает быть таковым, если он получает еще одно гражданство. Постоянное местожительство в Германии при этом не учитывается. 10 января 2007 года Федеральный конституционный суд Германии в Карлсруэ создал прецедент, согласно которому бывшие иностранцы, получившие гражданство Германии, утрачивают его в случае восстановления прежнего гражданства. Восстановившим прежнее гражданство немецким гражданам сейчас приходится скрывать этот факт. Турция выступает против подобного рода дискриминации турецких соотечественников в Германии и своих граждан, имеющих одновременно гражданство Германии.
Кроме того, закон о гражданстве, действующий в Германии с 1 января 2000 года регулировал предоставление германского гражданства детям иммигрантов, в том числе, в случае, если они были рождены на земле Германии. В Германии с 2000 года действует правило, в соответствии с которым рожденные в стране дети мигрантов автоматически получают германское гражданство в том случае, если хотя бы один из родителей имеет долгосрочный вид на жительство и проживает в ФРГ не менее восьми лет. Одновременно дети сохраняют гражданство своих родителей. Германию не интересует этот факт. Однако в возрасте от 18 до 23 лет ставшие взрослыми они должны сделать выбор между немецким паспортом и паспортом страны, откуда родом их родители. Таким образом, исключается возможность двойного гражданства. Закон о гражданстве определял, что рожденный на земле ФРГ от иностранных мигрантов не граждан Германии при достижении возраста 18 и до 23 лет, включительно, обязан выбирать между германским гражданством или гражданством своих родителей. Означенная практика опять же была особенно актуальна для семей турецких мигрантов, постоянно проживающих на территории Германии. К возрасту 23-х лет проживающие в Германии молодые турки уже обзаводились германскими и турецкими паспортами. Процедура добровольной натурализации, таким образом, на практике для молодых турок в Германии при достижении 23-х лет оборачивалась в подавляющем большинстве случаев отказом от турецкого гражданства. Без подачи при достижении возраста 23-х лет заявления на немецкое гражданство и отказа от иностранного гражданства молодые люди автоматически теряют немецкое гражданство. Критики подобной практики в Германии стали указывать, что она болезненно затрагивает идентичность людей, которые интегрируются в германское общество. Речь пошла о дискриминации и противоречии практики официально провозглашаемой в современной Германии политике открытости и культуре гостеприимства. Известно, что германский паспорт в мире Запада "весит тяжелее" турецкого. В этой ситуации гражданство Германии для молодого иностранца становилось не стимулом к интеграции, а чисто прагматическим и карьерным выбором. В 2013 году перед подобным выбором в Германии, в частности, оказались 3316 детей иностранцев, которые появились на свет в семьях мигрантов в 1990-м году. Все они родились на немецкой земле при том условии, что к моменту их рождения их родители проживали в Германии на законных основаниях не менее восьми лет. Закон, позволяющий рожденным в Германии детям мигрантов выбирать гражданство, действует с первого января 2000 года, но распространяется и на тех, кто родился за 10 лет до этого.
Итак, право на немецкое гражданство остается до достижения совершеннолетия опциональным в Германии. На практике это значит, что молодежь, владеющая двумя паспортами, по достижении 18 лет и до наступления 23 должна определиться, какой из них сохранить. Критики опционального права на гражданство указывают на дискриминацию целой группы населения. Умозрительно создается конструкция, когда у двоих немецких граждан, постоянно проживающих вне Германии, например, дипломатов, рождается ребенок, который автоматически становится гражданином Германии. Этот случай сопоставляют с практикой, применяемой к мигрантам, проживающим постоянно в Германии и их детям, рожденным на немецкой земле. Дальше включается логика и риторика современной демократической правозащиты.
На протяжении 2011-2013 годов именно практика опционального гражданства по отношению к детям мигрантов, родившихся на немецкой земле, была подвергнута резкой критике сторонниками введения в Германии двойного гражданства. Поэтому сейчас именно этот пункт был скорректирован германским правительством. По новым вводимым правилам двойное гражданство смогут сохранить дети, прожившие в ФРГ не менее восьми лет или на протяжении шести лет посещавшие немецкую школу. На практике все довольно просто. В качестве доказательства им достаточно будет предъявить немецкие университетские дипломы или школьные аттестаты. Те, кто не смогут предъявить это, теряют германское гражданство. Итак, посещение германской школы становится необходимым для натурализации, как свидетельство участия самих мигрантов в политике интеграции. Это вполне разумно. Подобная мера с вариациями может быть использована в российском законодательстве о гражданстве по отношению к мигрантам. Федеральное правительство, таким образом, сейчас утверждает двойное гражданство для достаточно компактной группы своего населения. Детям родителей-иностранцев больше не придется принудительно выбирать одно из гражданств - немецким и своих родителей.
В правительственном блоке демохристиане и социал-демократы договорились, что все дети, рожденные и выросшие в Германии, будут, фактически, автоматически получать немецкое гражданство. Турецкая община, однако, подобным решением сейчас недовольна, поскольку практика двойного гражданства не распространена на турок - немецких граждан, скрывающих сейчас наличие у себя турецкого гражданства. Будет недовольна, разумеется, и эрдогановская Турция, отстаивающая права своих соотечественников за рубежом. Недовольны внутри Германии и те социал-демократы, которые рассчитывали на большее. Социал-демократам предстоит сделать вид, что предлагаемое решение и есть выполнение пункта коалиционного соглашения о двойном гражданстве. Здесь надо уяснить: двойное гражданство не вводится в Германии в апреле 2014 года. Расширяется лишь круг исключений для двойного гражданства в ныне действующем законе о германском гражданстве. Подобное решение является результатом компромисса в германской правительственной коалиции. Подобный результат был запрограммирован и тем направлением критики правоприменения германского закона о гражданстве, которая имела место быть при предшествующем кабинете канцлера Меркель. ХДС и СДПГ после долгой борьбы лишь договорились об отмене обязательного параметра, но только для тех молодых людей из среды миграции, которые родились и выросли в Германии. Налицо развитие политики интеграции в Германии по отношению к мигрантам.