Департамент информации и печати МИД России 14 марта прокомментировал высказывания председателя Еврокомиссии Жозе Мануэля Баррозу в Европарламенте по теме отношений "восточных соседей" Евросоюза (стран-участниц программы "Восточное партнерство") с Россией. Как сообщается на странице МИД РФ в сети Facebook, в заявлении, в частности, говорится:

"Выступая на сессии Европейского парламента 12 марта в рамках дискуссии по Украине, председатель Еврокомиссии Баррозу подробно развивал тему отношений "восточных соседей" Евросоюза с Россией. Он, в частности, заявил: "Мы не просим и даже не предлагаем нашим партнерам по Восточному соседству повернуться спиной к России. Наоборот, мы призываем их поддерживать добрососедские отношения, наращивать их традиционные торговые связи". Вне сегодняшнего контекста подобные высказывания можно было бы только приветствовать.

При этом, однако, председателю Еврокомиссии хотелось бы напомнить следующее. Он же сам утверждал, что "Украина не может одновременно присоединиться к Таможенному союзу и создать зону свободной торговли с ЕС" (сказано в апреле 2011 года после переговоров с президентом Виктором Януковичем) или что "необходимо ясно заявить, что одновременно быть членом Таможенного союза и иметь глубокую зону свободной торговли с Европейским союзом невозможно" (сказано на брифинге по итогам саммита Украина-ЕС в феврале 2013 года).

В отношении решения президента Армении Сержа Саргсяна, объявленного им 3 сентября 2013 года, курирующий "Восточное партнерство" член Еврокомиссии Штефан Фюле указал, что "совместимость обязательств в рамках Таможенного союза и вытекающих из Соглашения об ассоциации и глубокой и всеобъемлющей зоны свободной торговли с ЕС представляется проблематичной".

О чем это говорит? Еврокомиссия в течение длительного времени отказывалась замечать Таможенный союз Белоруссии, Казахстана и России, участие в котором определяет для нашей страны основные правила организации торговых отношений с другими странами. Более того, Брюссель, увлекшись на этапе подготовки вильнюсского саммита "Восточного партнерства" процессом закрепления партнеров в западной зоне влияния, акцентировал подход "или-или". Сегодня многие аналитики, способные трезво взглянуть на украинские события и думающие об интересах своих стран, отмечают, что главной проблемой, детонировавшей украинский взрыв, явилась неспособность ЕС выработать реалистичный механизм взаимодействия с Россией в отношении участников политики "Восточного партнерства".

Нынешние высказывания председателя Еврокомиссии - не более чем попытка оправдаться и догнать движение исторического процесса.

Российская Федерация неоднократно предлагала думать шире, совместно работать над реальным наполнением известной инициативы о строительстве единого экономического пространства от Лиссабона до Владивостока, сопряжения европейского и евразийского интеграционных процессов как его основы. Эти предложения в силе и сегодня.

Кстати, как, с точки зрения дальнейшего поиска последовательности в действиях и решениях председателя Еврокомиссии и его коллег, надо понимать следующее: Еврокомиссия ответила отказом на предложение Армении осенью 2013 года подписать политическую часть соглашения об ассоциации со ссылкой на то, что политическая ассоциация и глубокая и всеобъемлющая зона свободной торговли возможны только в одном пакете, а в марте 2014 года принято решение о скорейшем подписании только политической части Соглашения об ассоциации с Украиной?"

Как ранее сообщало ИА REGNUM, 3 сентября в Москве президент Армении Серж Саргсян после переговоров с президентом России Владимиром Путиным заявил, что Армения вступит в Таможенный союз, а в дальнейшем будет участвовать в формировании Евразийского союза. Саргсян отметил, что решение о вступлении Армении в Таможенный союз исходит из национальных интересов Армении и не является отказом от диалога с европейскими структурами. Позднее в ходе визита в Ереван еврокомиссар по вопросам расширения и политики добрососедства Штефан Фюле заявил, что, учитывая решение Армении вступить в ТС, Ереван не сможет парафировать Соглашение об ассоциации с ЕС в ноябре на вильнюсском саммите стран-участниц программы ЕС "Восточное партнерство". Комментируя мнения о том, что Армения может парафировать Соглашение об ассоциации в ноябре без Договора о глубокой и всеобъемлющей зоне свободной торговли, Фюле подчеркнул: "Существует один документ - это Ассоциативное соглашение, в которое входит также Договор о глубокой и всеобъемлющей зоне свободной торговли. Это две части одного документа, они четко взаимосвязаны, их невозможно разделить. Мы вели переговоры с Арменией вокруг одного целостного документа".