Крымско-татарский народ больше не желает пребывать в националистической слепоте: историк
Москва, 13 марта, 2014, 12:47 — ИА Регнум. 12 марта один из неформальных лидеров крымско-татарского народа, экс-глава Меджлиса
СМИ Украины с подачи Киева формируют в сознании крымских татар образ исламофобской России, где "похищают и пытают мусульман" и где "скинхеды избивают приезжих". Власти Украины всерьез опасаются, как бы Мустафа Джемилев, который 12 марта говорил по телефону с
Что из себя представляет крымско-татарский фактор? Каковы отношения крымских татар с украинскими националистами? Каких геополитических поворотов в крымском вопросе следует ждать, а каких - прямо опасаться? На эти темы с ИА REGNUM беседовал Вадим Трухачев - историк-славист, преподаватель Российского государственного гуманитарного университета.
ИА REGNUM: Мустафа Джемилев, который 12 марта говорил по телефону с Владимиром Путиным, много лет руководил Меджлисом крымско-татарского народа. Что из себя представляет эта организация? И кто такой сам господин Джемилев?
Меджлис крымско-татарского народа - это самая крупная общественная организация крымских татар. Но Меджлис не един: там есть светские группы, клерикальные и далее, вплоть до радикал-исламистских и националистических. Проще говоря, Меджлис - это совокупность разнородных групп и фракций. Более-менее объединено только руководство Меджлиса.
Лидеры Меджлиса традиционно ориентированы на националистические тренды Украины и "оранжевые" партии. Так сложилось исторически и повелось со времен, когда организацию возглавил Мустафа Джемилев.
Биография этого человека интересна. В 1944 году Джемилев был депортирован еще будучи младенцем. Становление Джемилева проходило в Узбекистане, в среде угнанного в многолетнюю ссылку народа, которая тогда многим крымским татарам казалась бессрочной. Будучи еще юным человеком, он примкнул к диссидентам, стал заниматься антисоветской пропагандой, выдержанной в духе известной максимы Астольфа де Кюстина "Россия - тюрьма народов". В советские времена с таким не шутили, и Джемилев за свое диссидентство провел около 15 лет в тюрьмах и лагерях. Во время одной из своих отсидок Джемилев познакомился с
Пути Джемилева и украинских националистов пересекутся в 90-х годах. В 1998 году Джемилев сидел в кресле депутата
Те крымские татары, которые были солидарны с Джемилевым, в основном, следовали его курсу. Некоторая их часть потом будет поддерживать
"Прооранжевые" крымские татары не выражают воли всего своего народа. В конце февраля я наблюдал, как на митинге в Севастополе выступал молодой крымско-татарский общественник Ленур Усманов. Признаюсь, что это выступление меня обрадовало. Я увидел, что не все крымские татары носят повязки из национализма и русофобии, которые им старательно из года в год подвязывают на глаза украинские националисты. Выступление Ленура Усманова показало, что крымско-татарский народ больше не желает пребывать в националистической слепоте, и хочет сам определять, с кем и где им жить. Татары вроде Ленура Усманова хорошо понимают: их народ нужен украинским националистам не более, чем жертвенные бараны и пушечное мясо, а на интересы крымских татар "националам" глубоко наплевать. Иллюзии насчет Запада и Турции у здравомыслящих крымских татар тоже давным - давно исчерпались.
ИА REGNUM: 12 марта Мустафа Джемилев в интервью Financial Times заявил, что "в случае аннексии Крыма Россия рискует получить повторение кровавых чеченских конфликтов". Как вы оцениваете это высказывание?
Первопроходцами в плане создания "ручных" мусульманских объединений и управляемого джихада являются англичане, взявшие в XVIII по свою опеку тогда мало кому известного Мухаммеда Абдулваххаба, основателя нынешнего ваххабизма. В Крыму Лондон уже 250 лет трудится над тем, чтобы подтолкнуть крымских татар на джихад против России. Над тем же самым в Крыму трудится и Вашингтон.
Из своих бесед с крымскими татарами я сделал вывод: крымские татары не только не готовы к джихаду, но и не хотят его. Они понимают: в случае военного джихада в Крыму они рискуют потерять все. А крымским татарам есть, что терять. Я имею в виду не только мелкий бизнес в виде кафе или магазинчиков, но и привычный уклад жизни, хрупкую, но действенную систему межнационального и межрелигиозного мира. Крымские татары все это очень ценят. Если Крым превратится в зону военного джихада, то они потеряют и свой бизнес, и привычный уклад жизни, и свои головы
Господин Джемилев, говоря о джихаде в Крыму, наверное имел в виду управляемый джихад а ля Сирия, где основной действующей силой является исламистский интернационал без роду, племени и моральных устоев. В этот интернационал вольются отщепенцы со всего бывшего советского пространства. В Киеве мы уже видели татарских национал-радикалов, которые на пару с неонацистами штурмовали Украинский дом и другие здания. Они и в Крыму с удовольствием что-нибудь сожгут или взорвут. Кроме них, к джихаду с радостью примкнут исламисты из Башкирии, Сибири, республик Северного Кавказа. Вполне возможно, что прибудут десанты из Казахстана и республик Средней Азии. Для тамошних исламистов джихад в Крыму будет шансом избежать репрессий на родине: Назарбаев, Каримов и Рахмон поступают с исламистами очень жестко. Возьмутся за автоматы и представители крымскотатарского исламистского меньшинства. Конечно, радикалов среди крымских татар мало, но они там есть, и готовы в любой момент начать "джихадить". В случае успеха сценария с джихадом, под ружье в Крыму готовы встать крымскотатарские "моджахеды" численностью с один - два пехотных полка. Это тоже немало.
Такой джихад против России в Крыму возможен. Но этот джихад будет внешним, управляемым, и, следовательно, основная часть крымских татар к нему не примкнет. Кроме того, вероятность антироссийских выступлений в Крыму можно без проблем минимизировать путем упреждающего идеологического удара со стороны России. В начале марта в Крыму побывал муфтий Татарстана и представители правительства этой республики. За событиями в Крыму внимательно смотрит
Эти действия российской стороны вполне могут быть нашим контрударом в Крыму. Другое дело, что такие упреждающие действия надо было проводить раньше, чем на Украине началась кровавая катавасия. Веди себя Россия на Украине лет пять назад более "по-сестрински", то есть, более активно и консолидирующе, Украина бы смогла избежать всего того, что переживает сейчас. Крымский кризис - это часть общеукраинского кризиса. А общеукраинский кризис стал возможен потому, что Украина с 1991 года является крайне слабым, несамостоятельным и неустойчивым государством. Все годы своей независимости она только и делает, что шатается из стороны в сторону, и того гляди, развалится.
ИА REGNUM: Как вы оцениваете политику Турции в крымском вопросе? Создается ощущение, что Анкара дала России полный карт бланш в Крыму. Учитывая давние интересы Турции в Черноморье, это выглядит странно.
У Анкары нет никакого интереса в том, чтобы поддерживать смуту на Украине и в Крыму. Эрдогану в Черноморье нужны постоянство и стабильность, потому что любые катаклизмы в этом регионе могут перекинуться на саму Турцию. В нынешней Турции тоже кризис, тоже есть общественный раскол и есть четко намеченные светские ориентиры. Свои радикалы там тоже есть: вспомним тех же "Нурджулар", "Серых волков". Внутри правящего круга Турции есть силы, которые хотят ввергнуть Турцию в войну, чтобы потом убрать Эрдогана с политической шахматной доски. Имею в виду спецслужбу Gladio и связанные с ней турецкие политические группировки. У Запада, которому Эрдоган давно уже стал бельмом на глазу, есть свой интерес, чтобы вовлечь Турцию в очередную геополитическую авантюру.
ИА REGNUM: В зарубежных СМИ, в основном, англоязычных, красной нитью проходит утверждение: активизация России в Крыму поспособствует военному джихаду в Крыму. Вокруг Крыма сейчас складывается очень сложная военно-политическая обстановка, которая миру не способствует. Получается, что зарубежные СМИ в своих прогнозах правы?
В какой-то степени эти СМИ правы. У Лондона и Вашингтона есть свой интерес в крымском кризисе. Но это не значит, что весь политический пул Британии и США поголовно проголосует за военную опцию. Там нет полного единства. Конечно, найдутся отмороженные "ястребы" - русофобы, которые будут рады возможности устроить ненавистной России кровавую баню. Эти "ястребы", как правило, не светятся перед экранами телевизоров. Они - или "серые кардиналы", или так называемые think tankers - представители аналитических центров, которые формируют основные политические тренды и общественное мнение в странах Запада.
ИА REGNUM: 1 марта Россия приняла решение о вводе войск в Крым. По сути, это была военная опция. Были ли альтернативы этой "опции"? Могла ли Москва поступить как-то иначе?
Я думаю, не могла. Вмешательство России в ситуации на Украине - это единственный способ уберечь Украину от окончательного краха. Западу стабильность и процветание на Украине нужны меньше всего. То, что до власти в Киеве дорвались отмороженные националисты - уже показатель краха. Впрочем, других вариантов быть не могло: на смену коррупционерам на Украине обязательно приходят националисты, а потом они меняются ролями.
На сегодняшний день на Украине существует единственная действенная идеология - слегка смягченная идеология Организации украинских националистов (ОУН). Наиболее ярким выразителем идей ОУН был небезызвестный
У украинских националистов очень ограниченное сознание, которым легко управлять извне. Чтобы было понятным, проиллюстрирую это на примере. В Виннице я как-то видел глобус Украины. Обычный глобус, только весь раскрашенный в цвета украинского флага. Последователям Бандеры кажется, что весь мир крутится вокруг Украины. Их мышление состоит из схем - шаблонов, как у последователей тоталитарных сект. Шаблоны примерно такие: "москали - враги", "враг москалей - друг Украины", "друг москалям - враг Украине". И на этом все. Такой человек не может мыслить и действовать самостоятельно.
ИА REGNUM: А как вы расцениваете реакцию русских националистов на события в Крыму? Если судить по некоторым публикациям на том же сайте "Спутник и Погром", "националы" России видят решение крымской проблемы исключительно в вытеснении и ассимиляции крымских татар.
Я бы не стал столь демонизировать русских националистов. Среди них есть не только отморозки с бритыми затылками, но и здравомыслящие люди. Многие из этих здравомыслящих людей еще в феврале поехали в Крым, чтобы изучать там обстановку на месте. Не исключу, что наши "националы", в конце концов, придут к диалогу с крымскими татарами. Конечно, разговор поначалу будет эмоциональным, на повышенных тонах, но потом точки соприкосновения все же будут найдены.
У России в Крыму есть одна действенная сила, которая по своему характеру близка к здравомыслящим националистам. Сила, увы, не актуальная, а пока что потенциальная, поскольку она никак не оформлена. Я имею в виду православно-патриотический лагерь. В Крыму, как и на Украине в целом, давно существуют разные православные движения, но в активной политической деятельности они никакого участия не принимают и на ход событий не влияют. Не влияют, потому что им не на кого опереться. Москва о православных патриотах с Украины будто и не хочет знать.
Опять же, не надо думать, что все православные державники воспринимают крымских мусульман как "темных инородцев" и врагов. Среди православной общественности Крыма и Украины есть немало адекватных людей. Эти люди понимают, что православию и исламу в 21 веке нужно держаться друг друга. У православных и мусульман есть общие враги: ваххабизм, идеология "Хизб-ут-Тахрир", различные секты, а в более глобальном плане - всеобщее падение нравов, особенно среди молодежи. Верующий православный и верующий мусульманин могут не только общаться друг с другом, но и сотрудничать ради друг друга.