Голубая луна над Татарстанской митрополией: мнение
Татарстан, 24 января, 2014, 13:52 — ИА Регнум. В середине декабря 2013 года протодиакон
В самой Казани Кураева даже не критикуют, а пытаются сравнять с землей, характеризуя всевозможными непечатными словами. Что примечательно, "духовные оппоненты" не могут привести ни одного внятного аргумента. Возражение идет или в духе советских партсобраний, или в форме "сам дурак": "Кураев врет", "Кураев все выдумал", "Кураев подрывает основы межрелигиозного мира в Татарстане и расшатывает Церковь". В самом ли деле "Кураев все выдумал"?
Зачем протоиерей Максим Козлов приезжал в Казань
Допустим, что Кураев и на самом деле все выдумал, и в Казанской семинарии - тишь, гладь и благорастворение воздухов. Если это так, то получается, что отец Максим (первый зампредседателя Учебного комитета при Священном Синоде РПЦ - прим. ИА REGNUM) в декабре приезжал в Казань кушать перемячи и пить чай с чак-чаком. В "перемячную" программу входило и посещение Казанской семинарии. Всякое бывает. Многие столичные протоиереи очень любят татарскую национальную кухню, и отец Максим не чужд ничего человеческого.
Но почему тогда почтенный протоиерей нагрянул в духовное училище в составе комиссии? Почему ректорат семинарии и митрополит Казанский и Татарстанский Анастасий после этого визита впали в ступор, а архиерей лично накручивал хвосты воспитанникам? То, что визит отца Максима не доставил казанскому священноначалию никакой радости, в Казани говорят в открытую. Выходит, что ситуация складывается как раз в пользу версии Кураева. Хочется задать оппонентам Кураева чисто журналистский вопрос: как вы это прокомментируете, господа? Увы. Собеседники, как только слышат этот вопрос, машут руками или бросают телефонную трубку.
Впрочем, мы неправы. Только что поступил ответ. Собеседник, достаточно известный православный общественный деятель, ответил: "Кураев был прав только в отношении Кирилла (Илюхина). Но эту Америку открыл не Кураев, а как раз Козлов. Кураев мало того, что "своровал" у Козлова его заслуги, так еще и понесся дальше, обвиняя в содомии всех подряд. Могу вас точно уверить, что Кураев оклеветал и казанского митрополита, и всю епархию. Почему Кураев это сделал, спросите у самого отца протодиакона".
Может быть и так. Но если содомитом был только Илюхин, а митрополит Анастасий ни при чем, тогда почему Илюхина не лишили сана? Более того, митрополит даже не наложил на Илюхина эпитимьи в виде, скажем, отлучения от Причастия. Игумена-содомита просто перевели из Казани в Тверь. Так честный начальник с проштрафившимся подчиненным никогда не поступит. Действуют таким образом лишь в том случае, когда и начальник и подчиненный, что называется, мазаны одним миром.
Давайте будем откровенны: с гомосексуализмом руководства Татарстанской митрополией уже давно все очень запущено. Чтобы убедиться в этом, стоит только приехать в Татарстан и поговорить с местными жителями. Татарстан - республика компактная, и если ты что-то хочешь узнать, ты обязательно узнаешь.
"Голубой" генератор ваххабизма
Гомосексуализм - не самая главная проблема православия в Татарстане. Внутреннее гниение в митрополии крайне плохо сказывается на положении традиционного ислама. В настоящий момент в республике насчитывается 1524 мечети, при этом определенная часть из них или прямо контролируется исламскими фундаменталистами, или находятся под их жестким прессингом.
В битве с ваххабизмом традиционный татарский ислам терпит поражение. Он мог бы выиграть, если б на помощь ему пришел его давний исторический союзник - русское Православие, сосредоточенное в своем сильном присутствии на землях Поволжья.
Увы, русское Православие в Татарстане переживает не лучшие времена. Татарский национализм вместе с ваххабизмом вытесняют русских из региона. На 1524 мечети в Татарстане приходится всего 225 православных культовых сооружений: храмов, часовен, молельных домов и т.д. Миссионерско-просветительская работа ведется ужасно слабо. Высокопреосвященный митрополит Анастасий не может изменить ситуацию и, похоже, делать этого не собирается. В результате православие в республике находится в стадии прогрессирующей самоликвидации.
Гомосексуализм среди иерархов РПЦ для православной общественности далеко не новость. Но один "голубой" архиерей другому рознь. Например, один такой владыка способствует укреплению Православия на Крайнем Севере: открывает новые храмы и часовни, создает различные общества, братства. С митрополитом Анастасием все иначе. "Пришла ко мне русская женщина, говорит, что хочет принять ислам", - рассказывает один из имамов Казани. - Я ей говорю, что вера русских - это православие, и что она должна ходить в православную церковь. Но женщина говорит, что в церкви ей неприятно. Я спрашиваю, почему. А она отвечает, что, дескать "попы - гомосексуалисты ездят на джипах", везде лицемерие и фальшь, и "ходить к таким попам совесть не позволяет". Она говорит, что "у вас, мусульман, хотя бы гомосексуалистов нет". Я ей ничего не мог возразить. Каждый день в наших мечетях мы видим таких русских. Свой выбор в пользу ислама они объясняют примерно так же, как и эта женщина".
Имамы-ханафиты (ханафитский мазхаб - традиционное для татар направление в исламе) оказываются сразу между трех огней. С одной стороны, они не рады широкому притоку потенциальных русских мусульман. С другой стороны, если человек искренне хочет принять ислам, то имам не имеет права отказывать ему в этом. В-третьих, свято место никогда пусто не бывает. Если неофита не обратит в ислам имам-ханафит, то это с радостью сделает ваххабит или хизбутчик (член международного террористического движения "Хизб-ут-Тахрир аль-Ислами" - прим. ИА REGNUM).
Счет потенциальных русских мусульман в Татарстане идет на десятки и сотни. В "татарском исламе с русским лицом", в основном, преобладает молодежь - люди от 16 до 35 лет. Татарские имамы не только не приветствуют эту тенденцию, но и стараются ее остановить, уговаривая русских неофитов обратиться к своей исторической религии - Православию. Увы, усилия имамов чаще всего уходят в никуда.
Однако если русский житель Татарстана принимает ислам, то он крайне редко становится традиционным мусульманином-ханафитом. Сразу после принятия ислама у русского человека начинается "синдром неофита", который потом его приводит в ряды радикальных исламистов. Из ваххабитских джамаатов и хизбутовских халакатов (кружков) их уже никакой имам не вытащит. Если свою мечеть имам может хоть как-то контролировать, то жизнь прихожан за пределами мечети абсолютно вне его компетенции. В конце концов, они не обязаны рыскать по собраниям исламистов и искать там своих прихожан. Это дело
С каждым годом число русских мусульман в Татарстане возрастает, и именно русские мусульмане способствуют росту ваххабитских настроений в умме Татарстана. Если в татарской мечети набирается 10-15 русских мусульман, то тон в махалле (общине мечети) задают именно они, а не татары. Такая мечеть быстро превращается в ваххабитский джамаат или хизбутовский халакат. Настоятелем останется татарский имам-традиционалист, но он там будет фигурировать в качестве предмета мебели. Основные рычаги управления мечетью будут у русского исламистского актива.
"У нас, имамов Татарстана, нет уже сил сдержать приток русских в ислам", - говорит имам одного из поселков на юге Казани, попросивший не называть его имени. - Мы не имеем права обращаться к митрополиту Анастасию, потому что у нас нет пропуска к нему. Епархиальное управление для нас закрыто. Кроме того, шариат запрещает нам вмешиваться в дела другой религии".
Мусульмане-ханафиты Татарстана не могут понять одной вещи: что мешает Казанской митрополии вести миссионерскую работу среди русской или кряшенской молодежи? Ведь митрополиту Анастасию никто и ничто не угрожает, и в плане миссии у него, что называется, полная свобода рук. Но Его Высокопреосвященство предпочитает распоряжаться своей властью и свободой рук где угодно, только не по части духовного окормления своей паствы.
Забытое кряшенское православие
Вторым по численности православным этносом в Татарстане являются кряшены - тюркоязычный народ, принявший православие задолго до присоединения Среднего Поволжья к российскому государству. Кряшены, как и русские, сегодня переживают отток молодежи из православия в ислам. Приняв ислам, молодой кряшен "заболевает" теми же "болезнями", что и молодой русский мусульманин.
"Как показывают наблюдения, если кряшен в Татарстане принимает ислам, он, как правило, становится или татарским национал-сепаратистом, или радикальным исламистом, - говорит
За все годы своего архиерейского служения митрополит Анастасий для кряшенского православия не сделал ничего. На 250 тысяч кряшен Татарстана (неофициальная оценка по заявлениям лидеров кряшенского движения - прим. ИА REGNUM) приходится только шесть священников, которые служат на церковно-кряшенском языке, и это все. По мнению экспертов, при такой политике кряшены вскоре исчезнут как народ, потому что они все войдут в ислам и растворятся в татарском этносе.
Православные кряшены не требуют ничего сверхъестественного. Им не нужно помпезных храмов, роскошных семинарий или джипов для иереев. В первую очередь, их сейчас волнует восстановление кряшенских церквей, подожженных осенью 2013 года местными ваххабитами и строительство новых. В Татарстане 192 кряшенских деревни.
Следует отметить, что узнав о поджогах, муфтий Москвы
Две половинки одного митрополита
Как свидетельствуют казанские священники, владыка по своему характеру - очень сервильный человек, который ни с кем из чиновников не хочет портить отношений. По этой причине он крайне любезен с властями Татарстана. За годы своего служения Анастасий ни разу не обмолвился о татарских националистах или ваххабизме. Впрочем, как утверждают другие, московские источники, в своих беседах в Москве от него часто можно слышать: "У нас там ваххабиты, "Хизб-ут-Тахрир", сепаратисты, одним словом, кошмар. К сожалению, только я один могу держать этот кошмар под контролем". Выслушав очередные жалобы митрополита, в Москве снова пролонгируют срок его архиерейского служения.
Однако, находясь в Казани, митрополит ни о чем таком не говорит. Он предпочитает говорить то, что ему укажут местные власти. Разумеется, ни о каком ваххабизме или русских мусульманах вы от митрополита Анастасия не услышите. Владыка будет говорить о чем угодно, только не о делах в своей митрополии. Можно сказать, что внутри архиерея живут две половинки: московская и казанская. Анастасий чаще всего предпочитает быть "казанским"; ваххабитский кошмар, которым он пугает патриархию, лично его не касается, и, если что, местные власти его от этого кошмара всегда укроют. В Татарстане он имеет все: власть, покровительство правящей элиты, доступ к материальным благам.
11 декабря 1988 года тогда еще архимандрит Анастасий (Меткин) был возведен в сан епископа Казанского и Марийского. На этом посту он сменил владыку Пантелеймона (Митрюковского), правившего епархией с 1975 года. В историю поволжского православия 20-го века епископ Пантелеймон вошел как борец с секретными сотрудниками
На глаза сотрудников КГБ в Татарской АССР однажды попался иеромонах Анастасий (Меткин) - секретарь Казанского епархиального управления и настоятель Никольского собора Казани, которого "засекли" за нарушением обета целомудрия. Объектом страсти оказался электрик епархиального управления
Вскоре владыка Пантелеймон был уволен на покой, а на его место был поставлен другой архипастырь. 30 ноября 1988 года Святейший Синод РПЦ рассмотрел соответствующее прошение и решил, что преемником Пантелеймона будет Анастасий. А 11 декабря митрополит Ростовский Владимир (Сабодан) в сослужении с тремя епископами совершил хиротонию архимандрита Анастасия в епископа Казанского и Марийского. Хиротония проходила в Богоявленском кафедральном соборе Москвы, тогдашнем главном храме Русской православной церкви. После хиротонии теперь уже епископ Анастасий поспешил в Казань.
Пожилые казанские священники до сих пор помнят историю, как Пантелеймон прощался с епархией. Бывший владыка целыми днями сидел на паперти Никольского собора, и умолял Анастасия, чтобы тот разрешил ему остаться в Татарии или хотя бы сходить помолиться в собор, где он некогда предстоял на литургиях. Но Анастасий был непреклонен. Пантелеймона отправили в удмуртский город Воткинск, где экс-епископ через несколько лет умер.
Новейшие очерки бурсы
Занятия в некогда закрытом большевиками учебном заведении возобновились в 1997 году, на девятый год архиерейства Анастасия. Сам владыка стал ректором КДС и ее главным попечителем. Собственно, возрождение академических традиций в КДС принадлежит не Анастасию, а бывшему подьячему Варваринской церкви
В 1990-х годах он служил в Казанском епархиальном управлении начальником отдела канонизации и провел большую работу по возобновлению традиции православных духовных школ в Поволжье, в частности - Казанской духовной семинарии (КДС) и некогда знаменитой на всю Российскую империю Казанской духовной академии (КДА). Из всех проектов Журавский успел возродить только семинарию, где с 1998 по 2001 годы он потом работал проректором по учебной работе. Не ужившись с Анастасием, Журавский в 2001 году уехал в Москву. Без него идея возрождения Казанской духовной академии была благополучно похоронена, а, точнее, трансформирована Анастасием в то, что недавно обнаружила инспекция протоиерея Максима Козлова.
На место отставленного Журавского Анастасий поставил иеромонаха Филарета (Кузьмина). Новоиспеченному проректору было 19 лет - подобных случаев, кажется, больше нигде нет. Когда отец Филарет еще был студентом, его за глаза называли "Кузя" и "Филя". Эти мальчишеские прозвища юный проректор принес за собой и на пост проректора. Основной контингент студентов тогда составляли ребята, которым по разным причинам не удалось поступить в светские вузы и при этом не хотелось идти в армию. Немалыми бонусами были бесплатное общежитие и питание. Многие семинаристы рассуждали так: поживу на церковных харчах, закончу семинарию, поработаю священником, а там можно будет и получше устроиться.
С самых дней учебы за семинаристами был установлен бдительный контроль. Ректорат смотрел, кто из студентов склонен к веселым компаниям, дискотекам, выпивке, "травке"... Выявив такого студента, проректор приглашали его к себе для приватной беседы. Студенты шли в кабинет начальства в предчувствии взбучки. Однако вместо взбучки семинаристы получали внезапное поощрение. Им давались послабления в режиме, освобождение от занятий и послушаний.
Бывало, что преподаватель встречал своего студента в парке с бутылкой пива или вина. Оказывается, что этого студента освободил от занятий сам проректор. Преподавателю ничего не оставалось, как только развести руками. Потом проректоры Филарет или Кирилл начинали подкармливать любимчика: давать ему деньги, водить по барам и т.д. Главным этапом был совместный поход в сауну. После этого "наставники" смотрели за состоянием своего "ученика". Если тот после "приключений" не мучился угрызениями совести, его вели на "собеседование" к Виктору Новикову. Советник ректора проводил с "учениками" второй этап посвящения. Прошедшие его могли надеяться на успешное окончание учебы и выгодное трудоустройство.
Тех студентов, которые "не подписывались" идти в посвященные, могли дать твердый отпор, в том числе и по морде, начальство оставляло в покое и не трогало. Но рассчитывать на карьерный лифт эти студенты не могли. Скорее наоборот: неуступчивого семинариста могли отправить нищим диаконом куда-нибудь в глухой район.
Вакантная кафедра
16 декабря 2013 года, как только комиссия отца Максима Козлова покинула Казань, митрополит Анастасий выступил перед семинаристами. Едва сдерживаясь, архиерей обвинил студентов в предательстве своей школы, и заявил, что "отец Кирилл, как был священником, так и останется". На тот момент Илюхин уже был переведен из Казани в Тверь. Правда, над игуменом стали сгущаться грозовые тучи: православная жительница Казани Ольга Глазова подала на Илюхина заявление в прокуратуру. Суть иска - сексуальные домогательства игумена по отношению к воспитанникам и принуждение последних к развратным действиям, что вместе образует состав преступления по 133 статье УК РФ ("Понуждение лица к половому сношению, мужеложству, лесбиянству или совершению иных действий сексуального характера путем шантажа или угрозы"). Заявление Глазовой было немедленно рассмотрено, и прокуратура начала расследование. Об этом истицу уведомил старший помощник прокурора республики Сайяр Зиявутдинов. В прокуратуре РТ Зиявутдинов считается "важняком" - следователем по особо важным делам.
Компетентные источники в Казани говорят: есть основания полагать, что Илюхина в скором будущем усадят на скамью подсудимых и лишат сана. Те же источники утверждают: история с Илюхиным, включая приезд комиссии Козлова, - часть подковерных интриг в окружении митрополита.
Как полагает протодьякон Андрей Кураев, есть веские основания считать, что Кирилла Илюхина заказал его давний недруг - проректор семинарии Филарет Кузьмин. Между двумя отцами идет давняя борьба за власть, материальные блага, а также за право войти первым в архиерейский кабинет. Градус борьбы за власть умножился гомосексуальной ревностью, которая во много раз сильнее ревности среди гетеросексуалов.
Еще одной причиной разборок было вакантное место епископа Чистопольского и Нижнекамского. 6 июня 2012 года, в рамках епархиальной реформы Церкви, Святейший Синод РПЦ выделил из состава Татарстанской епархии девять районов на юге республики и объединил их в автономную Чистопольскую и Нижнекамскую епархию. Уже полтора года как епархия существует, но место епископа Чистопольского до сих пор остается вакантным.
Первым в очередь на чистопольское архиерейство стоит иеромонах Филарет, которому статус епископа даст множество различных благ, включая право лично обращаться к патриарху Кириллу. Кроме того, будучи епископом, Филарет сможет стартовать в митрополиты Татарстанские. Вероятно, в голове Кирилла (Илюхина) насчет чистопольской кафедры был примерно тот же план действий.
Свою антипатию друг к другу Кузя и Илюхин на людях явно не демонстрировали. Каждый день оба отца прибывали на совместные обеды "ближнего круга" под председательством Анастасия или Новикова, вместе отдыхали, ездили за границу... Когда веселье заканчивалось, святые отцы точили друг на друга "ножи".
Сопоставив расклад в окружении Анастасия и ситуацию в епархии, можно весьма убедительно сказать: приезд комиссии Козлова, увольнение Кирилла (Илюхина) из семинарии и следственное производство в отношении его были инициированы не без участия его конкурента Филарета (Кузьмина). Вполне может быть, что Илюхин готовил для Филарета такие же последствия, копил для этого компромат и был готов ввести этот компромат в бой. К несчастью для Илюхина, победу в битве компроматов одержал Филарет.
В ситуации с комиссией Козлова есть пикантный момент. Жалобы семинаристов, которые столь активно сейчас обсуждаются в прессе и блогосфере, датированы...2010 годом. Большинство подателей жалоб семинарию давно закончили, следовательно, их свидетельства можно легко опротестовать. Если нет более свежих фактов сексуального домогательства, то строящаяся на таком основании линия обвинения может рассыпаться как карточный домик. Отсюда вопрос: почему в распоряжении комиссии Козлова оказались самые бросовые факты, которые отбракует любой районный следователь?
Есть две версии. Первая - протокольная, рожденная в недрах Управления делами Московской Патриархии (УДМП). При патриархе Кирилле в УДМП появилась должность "куратор региона". На такой должности обычно сидит молодой иеромонах, которые занимается мониторингом ситуации в каком-либо регионе. Не исключено, что в руки куратора по Поволжью каким-то образом попали давние свидетельства о гомосексуализме в Казанской семинарии, куратор поспешил их предоставить начальству, и это дело закончилось "комиссией Козлова". Каким образом куратор получил эти свидетельства - другой вопрос. Не исключено, что их могли ему подбросить. Не исключено, что из недр Казанской епархии.
Вторая версия смыкается с последней. "Комиссия Козлова" и устранение Илюхина были частью хитрого плана "Кузи". Вываляв в грязи Илюхина, он и убирал конкурента, и отводил подозрения от себя самого. Поскольку свидетельства о домогательствах имеют трехлетний срок давности, то их при большом желании можно опротестовать, и на этом основании погасить любые подозрения в отношении других членов "ближнего круга". Убрав ненавистного Илюхина и отведя подозрения от остальных "голубых" иерархов, Кузьмин укреплял свои позиции в окружении Анастасия и мог спокойно добиваться назначения на Чистопольскую кафедру, откуда уже можно было заглядываться и на митрополичьи покои. В какой-то степени расклад в пользу Кузьмина удовлетворял и Анастасия. Иначе никак нельзя объяснить то, что митрополит не стал торпедировать прокурорское расследование в отношении игумена Кирилла.
Заклятые члены ближнего круга
До скандала с Илюхиным на пост Чистопольского епископа реально претендовал иеромонах Роман Модин, сейчас ставший проректором семинарии по воспитательной работе. Однако, когда его кандидатура обсуждалась на Синоде, то один из его членов, долго служивший в Польше, увидел, что Модин указал в анкете знание польского языка. Он и решил проверить это, задав пару вопросов по-польски. Однако Модин не смог ответить, из чего стало понятно, что он солгал Синоду.
Трудно представить, что было бы, если бы Роман Модин стал чистопольским, а впоследствии и татарстанским митрополитом. Отец Роман - очень непростой человек не только в рамках епархии, но и всей республики. Он приходится двоюродным братом бывшему муфтию Татарстана
Другой контрагент - игумен Питирим (Рыбанин), настоятель Казанского Богородицкого монастыря. Отец Питирим не особо вхож в Казанский кремль, зато вхож в епархиальный "ближний круг". Если владыка куда-то едет, то вместе с ним едет и высокопреподобный Питирим. Это неоднократно замечали православные миряне. Поэтому Филарет (Кузьмин) видит в игумене Питириме реального конкурента в борьбе за чистопольскую кафедру.
Псевдоученое самозванство - еще один бич многострадальной митрополии. "Серый кардинал" епархии Виктор Новиков, человек со средним образованием, непонятно как обзавелся дипломом искусствоведа. Проректор-недоучка Филарет (Кузьмин) пытается стать кандидатом наук, поскольку это входит в академические требования. Поначалу он пытался сделать это через священника Кирилла Бухараева - заведующего кафедрой общей и церковной истории в семинарии, кандидата исторических наук и магистра богословия, но почему-то не получилось. А в семинарии вскоре появился новый заведующий этой кафедрой.
Потерпев поражение на поприще истории, Кузьмин решил стать ученым-филологом. В этом, как утверждают семинаристы, ему повезло куда больше. Поговорив по душам с завкафедрой филологии КДС Натальей Николаевой, проректор теперь ждет результата. Поскольку Николаева - специалист по латинскому и греческому языкам, то "дисер" Кузьмина тоже будет по классической филологии.
Интриги между казанскими духовными отцами обострились после заявления Анастасия о его возможном уходе с поста ректора. И, судя по всему, полюбовное соглашение о распределении синекур между ними невозможно. Никто из них не захочет уступать и делиться, следовательно, рясофорная грызня в епархии обострится.
Перемены бывают только к худшему
Интриги в худших традициях Византии обошли бы Татарстан, если бы там был противовес из честных идейных священнослужителей. Но, к сожалению, в Татарстане наблюдается массовая утечка верующих батюшек. Тех, кто пытается бороться, отправляют служить в деревни - "на лебеду". Те, которые еще остались, заранее присматривают себе пути отхода.
Больше всех переживают кряшены, которые уже отчаялись увидеть нормальную православную миссию. Нищие кряшенские священники, которые за свои деньги пытаются спасти свой народ от исламизации, считают, что с таким митрополитом как Анастасий или с такими как Филарет с Питиримом кряшен ждет судьба стать мусульманами. Наблюдатели неоднократно указывали: митрополит Анастасий не борется за спасение храмов даже в центре Казани - дворцовая церковь в Кремле используется под "музей татарского народа", под угрозой разрушения - комплекс Петропавловского собора, храм-памятник Спаса Нерукотворного павшим русским воинам - в запустении.
В конце декабря в Москве Всемирный русский народный собор провел круглый стол "Откуда исходит угроза православию в Татарстане". Впервые пригласили самих кряшен, чтобы услышать их точку зрения, русскую общественность. Почти все они были едины в своих выводах: угроза православию в Татарстане исходит не только от Казанского Кремля, но и от такого митрополита и его окружения.
Василий Стадницкий, Москва - Казань