Наиболее горячая точка Ближнего Востока в 2013 году не перешла в разряд затухающих конфликтов. Сирийский кризис не удалось ни ввести в рамки политического урегулирования, ни удержать от распространения на соседние государства. Локализация войны в пределах Сирии на определённом этапе ставилась ближневосточными акторами в приоритетные задачи. Прежде всего, из числа непосредственных соседей Сирии. С осени 2013 года стало очевидным, что экстремистский "интернационал" в этой арабской стране, составляющий наиболее боеспособную часть антиасадовской коалиции, не позволит решить эту задачу. Любая группировка, подобно "Исламскому государству Ирака и Леванта" или "Джебхат ан-Нусры", по определению имеет трансграничный характер и стремится к максимально широкому вовлечению территорий в боевые действия.

Потерпев неудачи в сирийско-ливанском приграничье, исламские группировки в Сирии переключили внимание на западные провинции Ирака. В иракской мухафазе Анбар боевики "Исламского государства Ирака и Леванта" приступили к актам устрашения. 21 и 22 декабря в Анбаре прогремели взрывы. Целью терактов стали военнослужащие армии Ирака. Жертвы среди них, в числе которых высшие армейские чины, настроили Багдад на проведение решительной контртеррористической операции. Ударами с воздуха были разрушены лагеря боевиков в Вади-Хауран и Вади-Абъяд у границы с Сирией, которые затем зачистили пехотные бригады 7-й дивизии иракской армии.

Один из взрывов произошёл в административном центре провинции Анбар городе Эр-Рамади. Прилегающий к Сирии, Иордании и Саудовской Аравии самый западный регион Ирака имеет стойкую репутацию проблемной для центрального правительства в Багдаде территории. Эр-Рамади составляет один из углов в так называемом "суннитском треугольнике" Ирака. Два других - северный Тикрит и центральный Багдад. Именно на этом географическом пространстве преобладающего проживания иракских суннитов в годы последней военной кампании в Ираке американцы понесли чувствительные потери в личном составе (за первые 4 года операции "Иракская свобода" около одной трети от всех потерь в живой силе). Провинция Анбар - это просто "находка" для радикальных группировок, тесно аффилированных с "Аль-Каидой". Плотность населения в Анбаре, являющейся крупнейшей по площади провинцией страны, наименьшая из всех иракских регионов. Местное суннитское большинство имеет сложные отношения с властями в Багдаде, где у власти шиитское правительство Нури аль-Малики. В Эр-Рамади и втором по величине городе провинции Эль-Фаллуджи ранее были зафиксированы вспышки сепаратистских настроений. Помимо внутренних побудителей к обретению Анбаром автономных прав в составе иракской федерации, свою роль играют и внешние мотиваторы. Соседство с благополучной в социально-экономическом плане Саудовской Аравией диктует местным суннитам соответствующий вектор устремлений. Тем более, когда из Эр-Рияда в Эр-Рамади с завидным постоянством поступают сигналы поддержки.

Террористические вылазки 21 и 22 декабря стали для властей в Багдаде важным тестом на дееспособность. Первую реакцию центрального правительства можно считать успешной. Если бы на лагеря боевиков не обрушилась мощь регулярной иракской армии, кабинет аль-Малики стал бы номинальным понятием. Власть должна себя защищать, в особенности, когда угрозы приходят с внешних границ и имеют отчётливую террористическую природу. Удар по "Исламскому государству Ирака и Леванта" - это косвенный сигнал и саудовцам. Поползновения на целостность иракской федерации под началом шиитского большинства будут пресекаться вне зависимости от конкретного источника вызовов и угроз.

Что важно для Багдада, его готов поддержать Вашингтон. В первую очередь, поставками вооружений и военной техники (ВВТ), факт которых сам по себе дополняет внешнеполитическую сторону одобрения сверхдержавой действий иракских властей в провинции Анбар. Сразу после 21 декабря из США пришли сообщения о готовности к интенсификации прежних и заключению новых контрактов поставок в Ирак современных образцов ВВТ. В ближайшее время должен быть решён вопрос с предоставлением Багдаду 75 ракет класса "воздух-земля" типа AGM-114 "Hellfire" и 10 беспилотников "ScanEagle".

Американцы готовы оказать иракцам помощь не только летальными средствами борьбы с террористами. Близкие к Вашингтону ближневосточные информационные ресурсы развернули пропаганду в пользу качественного укрепления границы Ирака с Сирией. К примеру, на интернет-ресурсе "Al-Shorfa" (спонсируется Центральным командованием США, CENTCOM) проводится мысль об установке на уязвимых отрезках границы самой современной аппаратуры: тепловизоров, камер ночного видения, приборов обнаружения взрывных устройств. По данным иракской стороны, в 2013 году более 60% попыток нелегального пересечения границы были нейтрализованы. Тем не менее, отдельные участки границы продолжают оставаться малозащищёнными.

В июле 2013 года Агентство по сотрудничеству в области безопасности министерства обороны США уведомило Конгресс о планируемой поставке в Ирак 50 автомобилей ядерной, биологической и химической разведки M1135 "Stryker". Оборудованием предполагается оснастить разведывательные части иракской армии, позволив увеличить ситуационную осведомленность властей по раннему выявлению следов применения химического, биологического, радиологического и ядерного оружия.

Заручиться поддержкой администрации Белого дома и в целом оживить диалог между Вашингтоном и Багдадом иракскому премьеру удалось в ходе недавнего визита в США. 1 ноября аль-Малики был принят Бараком Обамой. Это стало их первой встречей после вывода американских боевых частей из Ирака в декабре 2011 года.

Растущие доходы от экспорта нефти (1) позволили Ираку в последние годы выдвинуться на первые строки в списке крупнейших мировых импортёров ВВТ. Ирак входит в десятку крупнейших заказчиков оружия на мировом рынке. По результатам 2013 года, объём заключённых страной контрактов составил немногим меньше $2 млрд. За предыдущий 4-летний период (2010 - 2013 гг.) Ирак заключил оружейных соглашений на сумму $12,256 млрд (4,4% мирового рынка). География военного импорта Багдада впечатляет. От закупки в Южной Корее многоцелевых лёгких истребителей T-50IQ, до поставок из России ударных вертолётов Ми-28НЭ. Номенклатура приобретаемой Ираком продукции военного назначения в большей части имеет выраженный уклон борьбы с внутренними угрозами суверенитету. Акцент делается на последние разработки в сфере точечного поражения целей с воздуха, а также эффективные средства наземной борьбы. Фактически в контртеррористической операции иракских властей в провинции Анбар после 21 декабря в своей миниатюре проявились приоритеты вооружения армии соответствующими образцами техники: высокоточные удары с воздуха, последующая "зачистка" территорий бронетехникой.

Сохранить целостность страны одними военными операциями правительству аль-Малики крайне затруднительно. Ему приходится действовать сразу на нескольких дипломатических фронтах. Проблемы с региональным правительством Иракского Курдистана не устранены. Они лишь переведены в менее конфронтационную плоскость отношений. Связи с Турцией стабилизированы, но и в них тлеют двусторонние противоречия. Причём, что важно подчеркнуть, как и в случае с Саудовской Аравией, в иракско-турецких отношениях тон разногласий задаётся фактором солидарности соседних Ираку стран с местным суннитским населением.

Проверкой на прочность кабинета аль-Малики станут парламентские выборы 30 апреля 2014 года. Пока всё идёт к повторению сценариев прошлых выборов, когда линии секторального разделения Ирака на суннитские, шиитские и курдские провинции проступали с особой рельефностью именно к рубежам общенациональных голосований. По итогам выборов 2013 года в провинциальные советы альянс аль-Малики "Государство закона" в мухафазе Анбар не приобрёл ни одного депутатского мандата. Здесь первенствовала суннитская партия "Al-Hadba". Повторение ситуации на предстоящих выборах, перед которыми эксперты сходятся во мнении об ожидающих аль-Малики и его команду ещё больших трудностях в вопросе воспроизводства во власти, только укрепит сепаратистские настроения в западной оконечности "суннитского треугольника" Ирака.

(1) Ирак вышел на уровень 2,4 млн. баррелей суточного экспорта нефти. Поступления от нефтяного экспорта в ноябре 2013 года составили $7,324 млрд. Центральное правительство ставит задачу в ближайшие годы подойти к отметке продаж 3 млн. баррелей "чёрного золота" в день.

Михаил Агаджанян - ближневосточный обозреватель ИА REGNUM