Предприниматели жалуются на избыточные и непрозрачные проверки контролеров
Москва, 12 декабря, 2013, 20:09 — ИА Регнум. Создание единого федерального портала по проверкам предпринимателей - важный, но не главный сюжет, считает вице-президент Национального института системных исследований проблем предпринимательства Владимир Буев. Об этом он заявил корреспонденту ИА REGNUM 12 декабря, комментируя послание президента Российской Федерации
"Создание и обеспечение полноценной работы такого портала - дело не просто не одного месяца, а даже не одного года (как правило, для этого требуется 2-3 года). Особенно с учетом того, что интересы контрольных органов диктуют им другую модель поведения, нежели та, которая предлагается в послании верховной властью. Собрать всех контролёров под "одной крышей" и обязать раскрывать весь объем информации о проверках - задача не из легких. Главные же проблемы остаются в дублирующем, избыточном и непрозрачном правоустановлении (регулировании) и правоприменении (собственно контроле/надзоре), которые давят развитие предпринимательства в целом и МСП в частности", - уверен Буев.
Говоря о непрозрачности, он обратил внимание, что зачастую в открытом доступе даже нет установленных требований, проверка выполнения которых осуществляется в ходе мероприятий по контролю: "Действует даже то, что давно устарело, ибо никто не удосужился официально отменить старый документ". Так, по его словам, согласно действующему закону "О техническом регулировании", обязательному исполнению подлежат изданные до 2003 года законы с требованиями к предпринимательской деятельности, которые соответствуют целям: защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.
"То есть, все остальное в СНиПах, ГОСТах и т.д. должно носить рекомендательный характер. Однако практика совсем иная, никто таких разграничений не делает, проверяют все, что можно и нельзя", - отметил эксперт.
Он добавил: "Принятие в 2008 году новой версии федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (в просторечии - закон "О проверках" первоначально способствовало некоторому снятию контрольно-надзорной нагрузки на бизнес. Однако через год-полтора контрольные органы вполне адаптировались к его действию. Началось постепенное расширение перечня видов контроля (надзора), изымаемых из-под действия данного закона. Сегодня уже 30 видов контроля полностью исключены из-под действия закона "О проверках", 26 видов контроля - частично (к началу 2009 года таковых было соответственно 17 и 16)".
По словам Буева, обсуждаемые сегодня в предпринимательском сообществе предложения, исходящие из властных структур, о снятии какого-никакого, но "фильтра" в виде согласования контролёрами проверок с органами прокуратуры, спокойствия и уверенности в завтрашнем дне бизнесу тоже не приносят. Хотя, как он отметил, органы контроля/надзора согласовывают с прокуратурой крайне незначительное число проверок: "Так, в 2011 году только на федеральном уровне было проведено 2 440 413 проверок, в 2012 - 2 215 900 (из-за изъятия и изменения статистического учета их количество формально "снизилось"). Между тем на согласование в прокуратуру было отправлено в 2011 году - 30 500, а в 2012 году - 30 300 (согласовано прокуратурой, соответственно, 19 900 и 20 900). Менее сотой части от проведённых!".
Оспорить и признать проверку или ее результаты недействительными - дело практически невозможное, подчеркивает Владимир Буев. Он напомнил, что даже официальный доклад МЭР признавал, что "доля недействительных проверок является ничтожно малой и составляет десятые доли процента, что свидетельствует о существенной асимметрии переговорной силы органов власти по сравнению с подконтрольными субъектами". "Остается еще добавить, что общий объём финансовых ресурсов, выделяемых на проведение проверок на уровне федеральных органов исполнительной власти, составляет около 4,9 млрд рублей в год (по их собственным, возможно, заниженным расчетам). Вот, кстати, еще один из источников оптимизации непроизводительных расходов бюджета в условиях подступающей рецессии", - резюмировал эксперт.
Напомним, что