Бывший премьер-министр Грузии Бидзина Иванишвили перед уходом из политики в гражданский сектор опубликовал на своей странице в сети Facebook открытое письмо под названием "PostScriptum", в котором попытался дать ответ на единственный вопрос, последовавший за его заявлением об уходе из политики: не собирается ли он управлять страной из кулуаров?

По его словам, всей своей жизнью он доказал, что ничего недостойного не совершал, и в России, где провел большую часть своей жизни, занимался прозрачным и законным бизнесом, что было очень трудно.

"Главный почерк моей жизни - это абсолютная прозрачность. Таким я был в бизнесе и таким был в политике. И когда после 2003 года в нашу страну пришло новое правительство, я оказывал им консультации по их же просьбе, в течение 3 лет многократно встречался с Саакашвили, естественно, по его желанию. Ни Саакашвили и никто другой из его команды не смогут вспомнить даже одного случая, когда бы я обратился к ним по личной просьбе или из-за личных интересов", - заявил Иванишвили.

Он напомнил, что в течение более чем двух с половиной лет (после "революции роз") финансировал фонд, из которого выплачивались зарплаты членам бывшего правительства и депутатам парламента, давал советы Вано Мерабишвили и помогал полиции в закупке патрульных машин, помогал армии строить казармы и закупать одежду для военнослужащих. Но ни полиции, ни армии не помогал закупать оружие, сообщил Иванишвили, отметив, что это была его принципиальная позиция. И даже тогда, когда он, по его словам, имел "кулуарные отношения" с бывшими властями, никогда не проявлял желания управлять из "кулуаров".

По заявлению Бидзины Иванишвили, за два последних года его политической деятельности никто из членов его команды не мог бы вспомнить ни одного эпизода, когда он втягивался в кулуарные игры. "Наоборот, зачастую члены моей команды именно в кулуарах критиковали меня за излишнюю для политика открытость и откровенность. Все члены моей команды, все министры были максимально свободны, я никогда не навязывал им ничего, я уважаю только рассуждения и здравый смысл", - отметил Иванишвили и подчеркнул, что никогда не управлял и не будет управлять из кулуаров страной и собственной командой, которую он очень уважает.

Перейдя к гражданскому обществу, активным членом которого он вскоре собирается стать, Иванишвили заявил, что здесь его деятельность также будет прозрачной, и здесь он будет пользоваться определенным влиянием, которое постарается увеличить. "Влияние общества на правительство имеет огромное значение, что, в первую очередь, является показателем здоровой политической системы, демократии", - пояснил Иванишвили.

Он перечислил и те вопросы, в которых он как активный член гражданского общества собирается оказывать влияние: права человека, европейские ценности, евроатлантические устремления, стратегическое партнерство с США и налаживание отношений с Россией. "Я всегда защищал эти ценности, и если кто-то думает, что сегодня я, 57-летний человек, изменю ценности, для таких я давать ответ не собираюсь", - отметил Иванишвили. Он заверил, что иных интересов, кроме прогресса и европейского развития своей страны, никогда не имел, и поэтому никогда не вел и не будет вести бизнес в Грузии.

На гражданском поприще Иванишвили намеревается оказывать влияние на развитие Грузии в европейском направлении, оказывать правительству поддержку, давать советы и критиковать его. "Хочу сказать к сведению всех: то, что лидеры после ухода из политики оказывают влияние на жизнь и политику страны, - обычное явление и принятая традиция в демократических странах", - разъяснил Бидзина Иванишвили и привел в пример США, в которых аналитические центры, созданные бывшими политиками, оказывают большое влияние на политику страны.

Самым абсурдным из всех выдвигаемых ему обвинений бывший премьер считает обвинение в том, что он бежит от ответственности. "Я не боялся тогда, когда в тяжелейшей ситуации принял решение о приходе в политику, когда нашей стране угрожало многолетнее правление авторитарного режима, когда в обществе царили полное отчаяние и бесперспективность, когда полностью были уничтожены оппозиционные силы, - именно тогда я поставил на чашу весов всю мою жизнь, мою семью, безопасность моих детей и принял решение спасения родины", - отметил Иванишвили и подчеркнул, что после того, как он вынудил режим Саакашвили передать власть и привел к власти в стране истинно демократические силы, в зените власти принял решение об уходе.

По его словам, это трудно понять многим, потому что никто не может вспомнить подобных шагов других политиков, так как главная цель для политических партий и лидеров - приход к власти. Иванишвили призывает всех не оставаться в плену стереотипов и поверить, что выше богатства и власти стоит свободное гражданство свободной страны. "Мой временный приход в политику служил этому и этому же служит мой уход из политики", - заявил Бидзина Иванишвили.