Дмитрий Семушин: Нужен ли России закон о борьбе с пропагандой сепаратизма
Москва, 18 ноября, 2013, 19:52 — ИА Регнум. 8 ноября 2013 года в
Формально и законопроект, и фильм являются ответом на сентенцию, произнесенную 15 октября в эфире радиостанции "Эхо Москвы" главным редактором журнала The New Times
Разумеется, за минувшую неделю законопроект против пропаганды сепаратизма был прокомментирован различным образом в российских СМИ. Теперь очевидно, что против законопроекта выступили центральные издания либерального направления и, что характерно, телеканал "Дождь". При этом либеральные СМИ зачастую обратились за комментариями к самим пропагандистам сепаратизма в России, не представив их в подобном качестве своим потребителям. Общим в критике законопроекта со стороны белоленточной публики стала дискредитация законопроекта вообще, как очередного безумного начинания властей. В этой связи весьма характерно высказывание о законопроекте на радио "Свобода" "правозащитника"
В целом, критика законопроекта о борьбе с сепаратизмом со стороны либеральной общественности и "национальных демократов" сводится к нескольким положениям:
- закон не нужен, поскольку в современной Российской Федерации нет массовых сепаратистских движений;
- закон не нужен, поскольку, хотя в современной Российской Федерации и существуют идеологии разного рода сепаратизма, они не представляют опасности для российской государственности из-за своей маргинальности;
- закон о борьбе с пропагандой сепаратизма избыточен в российском законодательстве, поскольку в нем присутствуют статьи против экстремистской деятельности;
- закон о борьбе с пропагандой сепаратизма противоречит свободе слова;
- закон о борьбе с пропагандой сепаратизма противоречит статье 5 Конституции РФ, согласно которой за народами в РФ признаются равноправие и право на самоопределение;
- применение закона о борьбе с пропагандой сепаратизма с наказанием сепаратистов за слово может побудить их к действию.
Сразу нельзя не заметить, что свобода слова отнюдь не предполагает политическую безответственность.
Согласно опросу общественного мнения, проведенного социологами
Второй важный момент: не трудно заметить, что критики готовящегося законопроекта трактуют сепаратизм исключительно, как деятельность по дезинтеграции государственной территории, а, между тем, сепаратизм представляет собой гораздо более сложное явление. Поэтому подчеркнем, как научная категория сепаратизм обозначает стремление к обособлению части территории государства и включает в себя такие понятия, как сецессионизм, так и автономизм. Сторонники сецессионизма стремятся к выходу территории из состава существующего государства, сторонники автономизма - лишь к повышению степени ее автономии. Однако и то, и другое явление считаются сепаратизмом в современных научных категориях. Тут нетрудно заметить, что критики законопроекта о борьбе против пропаганды сепаратизма подменили понятия, понимая под сепаратизмом исключительно сецессионизм, оставляя за рамками проблемы сепаратизма автономизм. Упрощение и затемнение понятий в данном случае служит не только искажению реальности, но и становится средством разрушения созидательной политической работы.
Последнее обстоятельство связано с тем, что современные русские сепаратисты, именующие себя "регионалистами", маскируют свою сепаратистскую деятельность федералистской риторикой. На состоявшейся в июне месяце этого года в Москве в помещении ВШЭ конференции "регионалистов" ее организатор политолог Игорь Клямкин попросил участников не акцентировать сегодня в своей деятельности идеи регионального сепаратизма. "Так что при сохранении "вертикали" - даже в ожидании ее ослабления - в идеологические игры с сепаратизмом лучше бы не играть", - сказал он. Формально в российских регионах сейчас сепаратистов нет, а есть "регионалисты", представляющие из себя сетевое сообщество провинциальных интелектуалов-мечтателей. Понятия "регионализм" и "регионалисты" в современной российской идейной практике - это эвфемизм, призванный замещать такое понятие, как "сепаратизм" и "сепаратисты". Разговоры о "новом федерализме" являются всего лишь политкорректным прикрытием для активно обсуждаемой темы "грядущей региональной независимости", дезинтегрирующей Россию.
Здесь надо понимать, что любые проявления сепаратизма несут в себе или реальную, или потенциальную угрозу целостности государства и благосостоянию его граждан. Хуже всего, если борьба ведется уже с развитым сепаратистским процессом, а не с явлениями в его начальной стадии. При этом надо понимать, что методы подавления, использованные на начальной стадии против сепаратистского процесса, обуславливают их умеренный характер. Поэтому первостепенным делом является оценка степени опасности развития разных типов, видов и форм современного сепаратизма для государственного единства Российской Федерации. Сепаратизм - сложное явление, которое не только воздействует на государственно-политическое устройство страны, но и влияет на другие стороны общественной жизни, включая культуру, коллективное и индивидуальное сознание. Прежде всего, сепаратизм является специфичным проявлением социального конфликта. Поэтому, в первую очередь, необходимо определить конфликтный потенциал современного российского сепаратизма. Сепаратизм является потенциальным фактором изменения нынешнего административно-территориального устройства Российской Федерации. Как сложное социальное явление, сепаратизм обладает, как деструктивным, так и конструктивным потенциалом воздействия на государственное устройство Российской Федерации. Можно заметить, что сепаратизм является сигналом социального неблагополучия, который должен инициировать государственную власть на коррекцию социально-экономического и социально-культурного развития регионов страны, а не только на карательные и управленческие меры. Уровень сепаратистских настроений прямо связан с основными показателями социальной напряженности в российских регионах. Очевидно, что сепаратистские настроения проявляются при развитии и углублении диспропорций в уровнях социально-экономического и социально-культурного развития регионов. Между тем, баланс между регионами не постоянен. Он нарушается по причине неравномерного социально-экономического и социально-культурного развития регионов РФ. Возникающие диспропорции могут стимулировать протестные настроения и усиливать социальную напряженность на местах и в центре, вести к развитию в регионах сепаратистских идеологий и настроений.
Очевидно, что современные процессы в РФ выявляют два типа сепаратизма - это этнически-территориальный и регионально-территориальный сепаратизмы. Первый характерен для российских автономий, второй - для русских областей. При этом идеологии и носители этнического и регионального сепаратизма могут противостоять на местах друг другу. Оба типа сепаратизма реально представлены в России как в сецессионистском, так и автономистском вариантах. При этом оба варианта могут находиться в сложной и тесной связи, как, например, в проектах "оранжевой революции" автономистский вариант рассматривается в качестве запала для развития сецессионистского сценария. Присутствует и возможность того, что автономистский вариант в случае его реализации во временной перспективе может дать старт сецессионистскому. При этом сецессионистский вариант сепаратизма создает прямую угрозу российской государственности, тогда, как автономистский несет существенные риски. Сецессионизм по внешним формам своей деятельности может значительно различаться в спектре от пропаганды до насильственных действий и даже гражданской войны. Автономизм обычно не знает последних крайностей.
По дальнейшей научной классификации сам сецессионизм подразделяется еще на индепендизм - т. е. стремление создать новый центр власти, так и ирредентизм - стремление присоединиться к иному центру или создать новое целое на базе частей нескольких государств. Ирредентизм в РФ отчетливо просматривается в идеологии "регионалистов" Калининграда (маргинальная Балтийская республиканская партия) и Санкт-Петербурга (Клуб "Ингрия" и
Сепаратизм в его сецессионистской или автономистской разновидности не может получить развития без предварительного создания в потенциале конфронтационных региональных идентичностей в российских регионах. Их сепаратистскую подкладку можно определить через относительную новизну проекта. Подобного рода идентичности могут формироваться на псевдоэтнической воображаемой основе (проект "поморы" в Архангельске), конфессиональной (исламский проект на Северном Кавказе и Поволжье), внешнеполитической ("ингермандландцы" Санкт-Петербурга), исторической или экономической основах. На формирование сепаратистских региональных идентичностей может повлиять фактор личного авторитета "пророка", условные административные границы или территориальная изолированность, как это видно на примере Калининграда и Приморья. Поэтому надо понимать, что создание новых региональных идентичностей в современной России прямо связано с сепаратистской деятельностью. Это не естественный процесс. В связи с этим культурная работа в этом направлении, маскируемая под создание всякого рода региональных брендов, должна получать соответствующую оценку со стороны государства и его правоохранительных органов. Пускать на самотек культурную жизнь в регионах, особенно передоверяя ее иностранному спонсорству, совершенно недопустимо.
Поэтому сепаратизм, заметим мы, во многом является продуктом социально-политического конструирования и ментального воображения. Сепаратизм, как деятельность в обоих своих сецессионистском и автономистском вариантах, включает в себя создание конфронтационных политических проектов, оформленных соответствующей им риторикой. В политике же публичное слово также является делом, заметим мы. Поэтому предлагаемый закон против пропаганды сепаратизма в РФ призван сдерживать и разрушать сепаратизм на проектной стадии его развития, и это - вполне правомерная государственная деятельность.
В настоящее время реальная степень распространения сепаратистских настроений в русских регионах среди разных социальных групп не одинакова, но она гораздо выше в группах, существенно влияющих на организацию местной социальной жизни - у интеллигенции, чиновничества, участников бизнеса. При этом автономистский тип современного русского сепаратизма имеет значительное бóльшее число сторонников, нежели сецессионистский.
Как уже было отмечено, разные типы современного русского сепаратизма - сецессионистский и автономистский, несут существенно разные опасности для российской государственности. Однако здесь надо иметь в виду, что опасность обоих вариантов усугубляется существованием и развитием проекта расчленения России, как по "национально-автономной", так и по "русской региональной" линиям при наличии сил, поддерживающих и спонсирующих проект, как из-за рубежа, так и изнутри страны. В мае этого года влиятельный американский политолог, наблюдающий за национальными процессами в Российской Федерации,
Дмитрий Семушин (ИА REGNUM)