Совет Баренцева Евро-Арктического региона впервые за 20 лет прошел без участия главы МИД России
Москва, 30 октября, 2013, 23:10 — ИА Регнум. 29 октября 2013 года в норвежском городе Тромсе состоялась ХIV сессия Совета Баренцева Евро-Арктического региона (СБЕР). В состав постоянных членов СБЕР входят: Дания, Исландия, Норвегия, Российская Федерация, Финляндия, Швеция и ЕС. На этот раз в Тромсе Дания, Исландия, Норвегия, Финляндия и Швеция были представлены своими министрами иностранных дел, соответственно - Вилли Севндалем, Гуннаром Свейнссоном, Берге Бренде, Эркки Туомиоя и
Поскольку СБЕР занимается делами Баренцева Евро-Арктического региона (
Как стало известно, новый министр иностранных дел Норвегии Берге Бренде (партия Høyre) и министр иностранных дел Швеции Карл Бильдт по предварительной договоренности намеревались на заседании Баренцева Евро-Аарктического совета в Тромсе задать министру иностранных дел РФ Сергею Лаврову "вопросы" по поводу "антигейского закона" и состоянию прав человека в России, но не смогли этого сделать, поскольку Лавров не появился в Тромсе. Задать подобного рода вопросы заместителю министра иностранных дел РФ Владимиру Титову Бренде и Бильд почему-то не решились. Вероятно, их смутило то обстоятельство, что заместитель министра иностранных дел РФ присутствовал на сессия Баренцева Евроарктического совета в костюме в "не протокол".
В Тромсе РФ в очередной раз продемонстрировала "сдержанный интерес" к делам СБЕР и БЕАР, несмотря на то, что норвежцы настойчивого рекламируют свой проект Баренцева региона, как пример "самого успешного трансграничного сотрудничества" в Европе. Здесь заметим, что за 20 лет своего существования БЕАР не может похвастать ни одним крупным экономическим проектом, а без них его деятельность сводится к норвежскому "культуртрегерству" в северных регионах России.
Накануне сессии СБЕР новый министр иностранных дел Норвегии Борге Бренде на выступлении в Арктическом университете Тромсе заявил о том, что настало время строить транспортные коридоры из Норвегии в Россию, Швецию и Финляндию. С прошедшего юбилейного саммита БЕАР в Киркенесе (3-4 июня 2013 года) норвежские, шведские и финские участники регионального сотрудничества продвигают проект развития транспортной системы в Баренцевом регионе - "Северное измерение партнерства в транспорте и логистике" с тем, чтобы вывести транспортные потоки грузов из приарктических регионов России к своим портам в Нарвике, Киркенесе и на побережье Ботнического залива. В 2009 году в Норвегии была вновь открыта, закрытая было в 1997 году, самая северная железная дорога в мире - Киркенес-Бьерневатн. Теперь же речь даже зашла об установке на отдельных направлениях железных дорог Швеции и Норвегии дополнительного рельса для того, чтобы железнодорожные составы со стандартом более широкой российской колеи могли двигаться по ним. В конце сентября 2013 года в Нарвике состоялась встреча министров транспорта государств-членов БЕАР, на котором состоялось рассмотрение "Совместного Баренцева транспортного плана". Означенный транспортный проект был представлен и на нынешней сессии СБЕР. Очевидно, что в деталях скандинавской редакции он не отвечает национальным интересам России, поскольку в случае его выполнения может привести к уменьшению значения российского морского порта в Мурманске.
* * *
Для справки: Совет Баренцева Евро-Арктического региона (СБЕР) был учрежден как форум регионального сотрудничества 11 января 1993 года в Киркенесе (Норвегия) при создании Баренцев Евро-Арктического региона (БЕАР). В СБЕР вошли на правах постоянных членов Дания, Исландия, Норвегия, Российская Федерация, Финляндия и Швеция, а также Европейский Союз. Девять государств - Великобритания, Германия, Италия, Канада, Нидерланды, Польша, Франция, США, Япония - имеют в СБЕР статус наблюдателей.