Курс Армении в Таможенный союз расстроил безграмотных и неадекватных лоббистов - Арташес Гегамян
Москва, 27 сентября, 2013, 17:22 — ИА Регнум. Армения устами президента
ИА REGNUM: Как внутриполитическая арена Армении реагирует и будет реагировать на процесс присоединения страны к Таможенному союзу?
Совместное заявление президентов России и Армении от 3-го сентября текущего года о желании нашей страны присоединиться к Таможенному союзу сильно встревожило определенные силы как внутри нашего государства, так и за ее пределами. В частности, нежданно-негаданно появились многочисленные заявления о том, что данное решение было "крайне неожиданным" и свалилось "как снег на голову". Заметим, те, кто выступают с подобными заявлениями, во-первых, показывают свою неосведомленность и политическую безграмотность. Во-вторых, своими неадекватными оценками они открыто демонстрируют, что решение президента Армении сильно расстроило их собственные планы.
Чтобы не быть голословным, говоря о политической безграмотности лиц, выражающих недовольство по поводу решения руководства Армении о присоединении к Таможенному союзу, могу напомнить, что еще 8-го августа 2012 года в ходе официального визита президента Армении в Россию состоялась совместная пресс-конференция лидеров России и Армении. На ней президент России
ИА REGNUM: Планы-то расстроились, приходится как-то выкручиваться...
Так почему же расстроились эти планы?! Не секрет, что основная идея "Восточного партнерства" - какими бы благими намерениями и интерпретациями она не сопровождалась - преследует вполне определенную цель, которая объяснима с позиции национальных интересов Евросоюза. Речь идет о создании нового рынка, куда хлынут товары, производимые в ЕС - рынка, который вберет в себя Украину, Молдавию, Белоруссию, Армению, Азербайджан и Грузию, то есть страны, участвующие в программе "Восточного партнерства". Со стороны европейцев такая заинтересованность оправданна по той простой причине, что после тяжелейшего мирового финансово-экономического кризиса платежеспособный спрос населения Западной Европы заметно снизился, что, в свою очередь, привело к рецессии и, соответственно, к повышению уровня безработицы с соответствующими негативными социальными последствиями. Основные европейские товаропроизводители, конечно же (Германия, Франция, Великобритания, отчасти Италия и другие), заинтересованы в получении новых рынков для сбыта своей продукции, чтобы обеспечить полную загруженность производств.
Естественно, программа "Восточного партнерства" сопровождалась идеей заключения Ассоциативного соглашения, в данном случае между Арменией и Евросоюзом, которое, в свою очередь, имело две неотделимые слагаемые - политическую и экономическую. Политическая слагаемая предполагает преобразования в области углубления демократии, совершенствования избирательной системы, соблюдения прав человека, модернизации юриспруденции и другие институциональные реформы. Экономическая составляющая получила свое отражение в соглашении "О создании глубокой и всеобъемлющей зоны свободной торговли". Все, что касается первой слагаемой, то есть предлагаемых институциональных реформ, бесспорно - они очень востребованы и нужны Армении. Мы не можем отрицать того, что, несмотря на некоторые издержки, положительные сдвиги в этой области в странах Восточной Европы, недавно ставших членами ЕС, вполне ощутимы: там и с демократией дела обстоят лучше, и права человека соблюдаются на порядок выше, и юриспруденция вызывает меньше споров и нареканий.
Неслучайно и то, что, касаясь этих вопросов, в ходе все той же вышеупомянутой совместной пресс-конференции лидеров России и Армении от 3-го сентября т.г., президент Серж Саргсян особо отметил, что Армения за последние 3-3,5 года ушла далеко вперед, подразумевая именно эту сторону вопроса. Он, в частности, выразил уверенность, что нынешнюю Армению трудно сравнивать с той Арменией, которую мы наблюдали несколько лет назад. Неслучайно также то, что буквально на следующий день после совместного заявления президентов Армении и России руководитель аппарата президента Армении
ИА REGNUM: Существует мнение, что весь смысл политического аспекта "Восточного партнерства" нацелен на следующее: вырвать шесть вышеуказанных стран с российской орбиты, и для этого используются так называемые институциональные реформы. Как я понимаю, вы не разделяете это мнение в полной мере?
Если под российской орбитой понимается глубокое и разностороннее сотрудничество в рамках СНГ, то разделяю. Если вы внимательно проанализируете все сказанное мной по части экономического партнерства, то неизбежно придете к такому выводу: конечная цель - да, оторвать эти страны, и в первую очередь Украину и Армению, от России. Сделать это с Белоруссией будет ой как сложно в силу особых, можно сказать, корнями слившихся отношений между этими странами. Конечная цель, повторюсь, сводится, безусловно, к тому, чтобы отсечь вышеназванные страны-участники "Восточного партнерства" от России. Украина, Молдавия и Армения - первые в списке. И такой подход наших европейских партнеров с точки зрения их национальных интересов вполне объясним.
ИА REGNUM: О каких силах, оказавшихся "под снегом", идет речь?
В частности, это партия "Наследие", которая и не скрывает, откровенно говорит о своем резко критическом отношении к перспективе вступления Армении в Таможенный союз. Более того, эта сила старается очень изощренными, порой иезуитскими методами вбить клин в руководящий состав правящей Республиканской партии Армении (РПА), утверждая, что даже в день совместного заявления президентов Армении и России отдельные лидеры РПА говорили о противоположных словам своего лидера вещах. Им почему-то кажется, что в интервью тем или иным СМИ политическое руководство РПА руководствуется или будет руководствоваться принципами политической исповеди, то есть излагать прямой описательный текст, иллюстрирующий действительность вместо того, чтобы зондировать политическую почву на случай того или иного развития событий, при принятии того или иного судьбоносного решения. Для любого сведущего политика, который регулярно хотя бы знакомится с выступлениями лидеров Армении и России, заявление Сержа Саргсяна о намерении Армении вступить в Таможенный союз не было неожиданностью, снегом на голову. Повторю, еще год назад, в августе 2012-го об этом напрямую было сказано. Более того, сейчас в прессу просочилась информация о том, что уже около года определенные экономические структуры в правительствах обоих государств прорабатывают этот вопрос. Что касается Ассоциативного соглашения Армения-ЕС, то здесь армянская сторона до последнего заявляла и сейчас говорит о своей готовности подписать этот документ в рамках его политической компоненты. Это говорит о последовательности политики руководства Армении, убедительно показывает, что Армения абсолютно не идет вразрез с заявлениями высшего руководства страны, сделанными ранее. Не существует ни одного выступления, где президент Саргсян поставил бы вопрос ребром по схеме "или-или". Наоборот, он всегда пускал в ход формулу "и-и", не отступился от нее и сейчас: и Ассоциативное соглашение в плане политических преобразований, и вступление в Таможенный союз.
ИА REGNUM: Какие еще силы кроме партии "Наследие" ведут себя подобным или аналогичным образом?
В мои политические интересы не входит выявление тех или иных сил, ведущих себя подобным или аналогичным образом. Дело в том, что результаты недавнего исследования Евразийского банка развития (ЕАБР) на постсоветском пространстве выдали вполне однозначные данные по Армении: противников вступления в Таможенный союз в стране насчитывается чуть более 5%. При таком раскладе для политика, на мой взгляд, гораздо целесообразнее заниматься 67% населения страны, которые поддерживают вступление в Таможенный союз и с пониманием относятся к политическому решению руководства Армении. Тем более, если грамотно строить свою политику, то и для противников ТС многие вопросы будут высвечиваться в ином свете, чем сейчас. Возможно, они поменяют свое мнение.
При этом на уровне наблюдений со стороны можно сказать, что в Армении есть целый сонм СМИ, общественных организаций и пр., которые на протяжении последних двух лет словно выполняли конкретную задачу - поливали грязью буквально все, что связано с Россией, охаивали чуть ли не каждый атом армяно-российских стратегических отношений, каждую молекулу. Параллельно эти субъекты занимались повальным восхвалением европейских ценностей, которые, конечно же, имеют место быть и которые следует перенимать... Но, естественно, это не касается разного рода специфических явлений. Например, перенимать практику восторженных речитативов и хвалебных эпитетов в адрес так называемого ЛГБТ-сообщества, не надо.
ИА REGNUM: Фактически в Армении сегодня имеется партия, а также сноп разнородных общественных и не очень организаций, которые усиленно лоббируют точку зрения незначительной части населения страны.
Мне кажется, что суть не в выпячивании роли этой партии и ряда общественных организаций, а в разъяснении опасности, которая таит в себе подобная политика. Приведу яркий пример: вот уже несколько дней все армянское интернет-сообщество буквально пестрит сообщениями о якобы имевшем место невежественном отношении российских пограничников к депутату парламента Армении, члену "Наследия"
И все это делается в условиях, когда впервые за 20 лет функционирования Минской группы ОБСЕ президент США
Одним словом, налицо логическая цепочка, обнажающая потуги турецкой и азербайджанской сторон любой ценой дискредитировать работу МГ ОБСЕ. Эти попытки получили свое ярчайшее подтверждение в середине августа текущего года, когда президент Турции
И когда в этих условиях представитель партии "Наследие" вносит в повестку вопрос о признании Арменией независимости Нагорно-Карабахской Республики, становится ясным следующее: нас хотят вовлечь в фарватер давно вынашиваемых политических изысканий азербайджано-турецких геополитических стратегов, которые хотят, как я уже сказал, дискредитировать деятельность МГ ОБСЕ. Ведь сегодня признание независимости НКР равносильно обнулению деятельности стран-сопредседателей МГ ОБСЕ за последние 20 лет. Это даст формальный повод Азербайджану, а также Турции заявить, мол, "вот, мы же говорили, что эта структура неэффективна и бездействует, а теперь армяне ее полностью игнорируют, в одностороннем порядке признали...". Примечательно, что все это делается именно сейчас, после заявления официального Еревана о готовности и желании вступить в ТС, когда обеспечение национальной безопасности Армении со стороны Организации Договора коллективной безопасности и, в первую очередь, России поднимается на качественно новый уровень. Переплетения таких случайностей в политике не бывает.
ИА REGNUM: Вы обрисовали проблему. Обрисуйте, пожалуйста, ее решение.
В этих условиях нам следует терпеливо, методично распылять далеко идущие происки наших недоброжелателей, которые, увы, имеют свою точку опоры, в том числе в Армении. Эта точка опоры щедро финансируется извне. Здесь я не имею в виду конкретно партию "Наследие", речь о порядка 350 неправительственных организациях, в деятельность которых за последние год-два было вложено около полусотни миллионов долларов. Налицо широкая сеть организаций, часто условно определяемых как "общественные", на поверку оказывающихся грантоедами с четко сформулированными разнородными задачами, суть которых сводится к следующему: любой ценой подорвать основы армяно-российского стратегического партнерства и системно воздействовать на сознание граждан Армении. Они хотят убедить людей, что с вступлением в Таможенный союз Армению ждут "темные века" местного пошиба, которые отбросят страну от тех самых европейских ценностей, которые не сходят с уст известных лиц и с полос известных газет в течение последних двух десятков лет.
Одним словом, ведется системная работа, направленная на подрыв национальных интересов Армении, и этой работе противопоставляется не так много - отдельные выступления отдельных здравомыслящих политиков в отдельно взятые временные отрезки. Но известно, что системе нужно противопоставлять систему, иначе все твои потуги по противодействию антироссийской истерии обречены на провал. Восполнить этот пробел должна была общественная организация "Северная перспектива". Но, увы, нашлись "доброжелатели" как в Москве, так и в Ереване. К счастью, их модератор (имеется в виду бывший замначальника управления Президента РФ по межрегиональным и культурным связям с зарубежными странами Владислав Гасумянов) своевременно был выкинут из Администрации президента Российской Федерации, однако, уж слишком задерживается "перезапуск" "Северной перспективы", которая сейчас как никогда востребована. В этих условиях сторонники вступления Армении в Таможенный союз сотрудничают с подразделением "Россотрудничества" в Армении, которая, можно отметить с удовлетворением, работает весьма профессионально.
ИА REGNUM: Мы с вами говорим о некой системе, которая основана на позиции незначительной части населения страны. Что мешает относиться к ним как к маргиналам и просто не обращать внимания?
Эти структуры нельзя профанировать, они далеко не маргиналы. В сознании наших граждан есть укоренившиеся, незыблемые, передававшиеся из поколения в поколение идеи цивилизационной близости армян и русских. Но, к сожалению, если в социально-экономической жизни армянского общества не будет ощутимых перемен к лучшему, эти 5% противников вступления Армении в ТС могут завтра превратиться в 10%, 15%, 25%. Идеологией "кормить" народ... можно, но лишь в экстремальных условиях, когда возникает угроза национальной безопасности. Когда эта угроза отодвигается на сравнительно дальние рубежи (а с вступлением в ТС и развитием отношений между государствами-участниками ОДКБ эта угроза отходит на второй план), в авангард выдвигаются насущные вопросы, связанные с бытом, социальным положением граждан. Здесь нужно сделать решительный рывок, что, конечно, весьма трудно. Нужно досконально объяснить населению, какие преимущества сулит Таможенный союз, как будут улучшаться социально-экономические, бытовые условия граждан Армении, о каких сроках реализации положительных сдвигов в жизни граждан идет речь, какие усилия нужно приложить для достижения этих результатов и какова требуемая доля участия самих граждан Армении. Сколько новых рабочих мест, каков потенциал роста экспорта, в какие сроки можно рассматривать максимальное кооперирование производственных мощностей стран-членов ТС, какие новые производства могут появиться и так далее. Мы сделали первый шаг, за которым должны последовать конкретные действия, а не словесные декларации о необходимости законодательных изменений, которые востребованы Таможенным кодексом Таможенного союза. Это все, конечно, хорошо, но нужна конкретика в предпринимаемых действиях, положительные последствия которых будут ощутимы в масштабе каждой отдельно взятой армянской семьи. Однако если все политические подвижки, которые, к слову, налицо, будут все время опережать конкретные социально-экономические сдвиги, тогда противники вступления Армении в ТС получат мощное идеологическое оружие, в основе которого "несбывшиеся надежды". Против такого оружия мало что выстоит.
Задача первостепенной важности - не выпячивать необходимые законодательные изменения, преследующие цель гармонизации, универсализации законодательства Армении, и различные подзаконные акты, кодексы и пр. Следует предметно, на уровне отраслей экономики, в масштабах регионов, городов и даже отдельных сел продемонстрировать все те преимущества, которые получат люди с вступлением Армении в ТС. Кроме того, нужно уже сегодня по факту подключать хозяйствующие субъекты к интеграционным процессам. Например, берется фермерское хозяйство X в населенном пункте Y, перед ним ставится задача: поставить определенное количество сельхозпродукции в заранее оговоренные сроки на рынок ТС, после чего вопросы организационного характера регулируются с соответствующими исполнительными структурами Таможенного союза. Население должно реально почувствовать, что создается единое экономическое пространство, что есть конкретные перспективы, которые не просто красиво расписаны, а которые нужно предметно реализовывать на практике.
ИА REGNUM: Такой вопрос... Директор Института
В двух словах, скажу следующее: все, что касается интеграции Нагорно-Карабахской Республики в таможенное пространство России, Белоруссии, Казахстана и Армении, на мой взгляд, не следует выводить на широкое обсуждение. ТС задекларирован как экономический союз. Все, что касается проблемы Нагорного Карабаха, его возможного вступления в ту или иную международную организацию - это из области политики. Не думаю, что сегодня следует затрагивать этот аспект, поскольку его доскональное разжевывание не исходит из интересов ни Армении, ни Нагорно-Карабахской Республики, ни Таможенного союза.
ИА REGNUM: Коснемся критики Таможенного союза, которой все же немало. В случае с Арменией, например, используется аргумент об отсутствии общей границы, Кроме того, упомянутая вами формула "и-и" - чисто армянское ноу-хау, внешние партнеры на разных уровнях отрицали жизнеспособность этой схемы. В связи с этим сегодня повсеместно бытует мнение, что вступление Армении в Таможенный союз - выбор одного и отказ от другого. Косвенно это подтвердил и еврокомиссар Фюле, заявив, что в ноябре никаких документов между Арменией и ЕС в Вильнюсе на саммите "Восточного партнерства" подписано не будет.
Президент Армении Серж Саргсян всегда говорил "и-и", а не "или-или". Дальнейшее развитие событий вскрыло один очень интересный нюанс, а именно: когда наши уважаемые европейские партнеры говорят о неразделимости политической части Ассоциативного соглашения от экономической и ставят вопрос ребром - "Ереван должен выбирать", тем самым они практически полностью сводят на нет ту критику, которую сами же озвучивают в адрес России. В Москве говорят, что если положения Таможенного союза не входят в противоречие с требованиями Соглашения о создании Глубокой и всеобъемлющей зоны свободной торговли (DCFTA, часть Ассоциативного соглашения - ред.), то они не против. Получается, что ЕС критикует Россию за ее условия, но сам в то же время выступает с не менее жесткими требованиями, ставит ограничения. На самом деле позиция Сержа Саргсяна очень выигрышна в том плане, что перекликается с недавним заявлением главы
ИА REGNUM: Каким вы видите будущее отношений Ереван-Брюссель в краткосрочной перспективе?
Анализируя нелицеприятные, зачастую достаточно жесткие оценки некоторых наших европейских партнеров, касающиеся решения политического руководства Армении о вступлении в Таможенный союз, можно заметить интересную тенденцию. Например, еврокомиссар по вопросам расширения и политики добрососедства Штефан Фюле в одном из своих недавних интервью сказал о некоем "недостатке доверия" к Армении. Мысль сводилась к тому, что сейчас уровень доверия к Армении недостаточно высок, и вот когда он поднимется, можно будет говорить о перспективах и возможностях дальнейшего развития отношений. Возникает вопрос: а почему до сих пор мы не слышали ни одной принципиальной, жесткой оценки Евросоюза в адрес той же Турции, скажем, которая более 20 лет блокирует Армению? Почему мы не слышали ни одного нарекания от Евросоюза и дружественной нам Франции по поводу воинственных заявлений турецкого премьер-министра
ИА REGNUM: Мы можем сказать, что на протяжении последних 20 лет Евросоюз проводит в отношении Армении яркую, сочную, захватывающую политику двойных стандартов в самых откровенных ее проявлениях?
Любой ответ политика должен не выпячивать его осведомленность и истинное знание сути ответов на те или иные вопросы, а быть нацелен на максимальные дивиденды для своей страны. Не думаю, что ответ на ваш вопрос будет полезен для развития армяно-европейской дружбы.
ИА REGNUM: Вопрос на два слова: как, на ваш взгляд, будет смотреться Армения в роли члена Таможенного союза в целом?
Армения в своей внешней и внутренней политике не должна ставить во главу угла вопрос о том, как все это будет смотреться со стороны. Государство в первую очередь должно руководствоваться идеями процветания самого себя. Естественно, это должно происходить в условиях обеспеченной безопасности. После заявления президента Армении о желании нашей страны вступить в Таможенный союз, после недавнего саммита лидеров стран-членов ОДКБ наша безопасность поднята на качественно новый уровень. Это значит, что сегодня появились отличные предпосылки для начала полномасштабной работы по развитию экономики Армении. В частности, для привлечения инвестиций, в первую очередь из стран-членов ТС, реализации экономических проектов - таких, как, например, перезапуск завода "Наирит", строительство железной дороги до границы с Ираном, завершение амбициозного проекта автомагистрали "Север-Юг", пролонгация эксплуатации Армянской АЭС, параллельные работы по созданию условий для строительства нового энергоблока и так далее, их очень много.
Политическое решение принято, стимулы очевидны, дело за правительством - исполнительной властью. Сумеют поставить на практические рельсы реализацию всего комплекса проектов - это станет триумфом внешней политики Армении. Но если все это не подкреплять реальными действиями в сфере экономики, страна в очередной раз окажется в очень и очень уязвимом положении.
Беседовал Эмиль Бабаян