"Запрещенный Коран" или "ваххабитский перевод"? Эксперты о решении новороссийского суда
Москва, 23 сентября, 2013, 11:14 — ИА Регнум. Октябрьский районный суд Новороссийска 17 сентября удовлетворил иск транспортной прокуратуры города и признал экстремистской книгу азербайджанского автора
Этот перевод уже признавался рядом российских улемов (мусульманских ученых - ИА REGNUM) как ваххабитский. Переводы Кулиевым ряда аятов Корана выдержаны в сугубо ваххабитском духе. Например, в ряде случаев его перевод приписывает Аллаху человеческие черты, телесность. Традиционное мусульманское духовенство знает, что такими вещами занимаются исключительно салафитские и ваххабитские толкователи Корана. Впрочем, сам Кулиев не скрывает, кто для него является авторитетом исламской мысли. Например, в предисловии и комментариях к своему переводу Корана он обильно цитирует таких людей как Такиаддин ибн Таймийя, Насыр аль Албани, Абу Абдулла ибн Кайим. Все эти люди являются духовными предтечами Мухаммеда ибн Абдулваххаба, основателя ваххабизма. Философские и теологические положения этих людей в корне противоречат ханафитскому и шафиитскому мазхабам суннитской традиции и шиитскому вероучению - то есть, исламу, который имеет в России вековую непрерываемую традицию. Поэтому перевод Кулиева сеет смуту в мусульманской умме. В свое время перевод был запрещен в Дагестане, и там это не вызвало никаких волнений.
В справке экспертно-криминалистического центра я так и не нашел ясных причин запрета, только общие слова. Книга была издана в Москве еще в 2002 году, потом ее много раз переиздавали в России. То есть экстремистской признали книгу, которую легко можно купить в любом городе России. Если она такая экстремистская, то почему ее 11 лет издавали и продавали в стране, причем не только в мусульманских магазинах, но и в светских? Экстремизм в этом случае должны были обнаружить еще в начале нулевых и принять соответствующее решение. Однако ничего подобного не произошло. И только в сентябре 2013 года надзорные органы спохватились и стали искать в этой книге экстремизм. Однако подобные решения судов должны основываться исключительно на компетентном мнении арабистов.