Москва, 21 августа, 2013, 18:43 — ИА Регнум. Переговоры о сотрудничестве между "Роснефтью" и Государственной нефтяной компанией Азербайджана (ГНКАР) - попытка реанимации и дальнейшего развития "нефтяных отношений", пострадавших в результате конфликта вокруг трубопровода Баку-Новориссийск. Такое мнение корреспонденту ИА REGNUM выразил руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник. Эксперт напомнил, что между российской и азербайджанской сторонами возник конфликт из-за недозагруженности мощностей трубопровода, в результате чего в мае текущего года было приостановлено межправительственное соглашение от 1996 года.
Отметим, что 13 августа в Баку "Роснефть" и ГНКАР подписали соглашение о сотрудничестве, детали которого раскрыл президент азербайджанской госкомпании Ровнаг Абдуллаев. В частности, стороны ведут переговоры о возможности обратных поставок российской нефти марки Urals по нефтепроводу Баку-Новороссийск с целью дальнейшей частичной переработки на нефтеперерабатывающих заводах Азербайджана, а также транспортировки по трубопроводу Баку-Тбилиси-Джейхан, откуда она сможет поставляться на переработку на НПЗ в Италии и Германии.
При этом, отметил Пасечник, в Азербайджане в последнее время наблюдается устойчивый спад объемов добычи нефти, что вынуждает его пересмотреть некоторые нюансы в энергетической политике. "Вал добычи нефти в Азербайджане падает. Это приводит к необходимости что-то менять, и Россия сделала шаг навстречу Азербайджану. Пять млн. тонн нефти в год - это, скорее, контурный показатель, нежели реальная кооперация в энергетическом секторе. Тем не менее, это кирпич в фундамент перспективы сотрудничества в будущем. "Роснефть" и ГНКАР будут искать обоюдную выгоду, и эта затея перспективна, тем более что компании договорились не только по поставкам, но и по вопросам сотрудничества в области проектов по разведке и добыче нефти и газа в различных странах, в том числе России и Азербайджане", - заметил собеседник, подчеркнув, что с этой целью будет создано совместное предприятие на паритетной основе.
Что касается поставок российской нефти на европейские НПЗ, собеседник отметил, что в целом центр тяжести российского нефтяного экспорта перемещается на восточное направление, и если по Баку-Тбилиси-Джейхан планируется поставлять какое-то маленькое количество "черного золота" в Европу, общей картины это не изменит. На вопрос о том, может ли "Роснефть" попытаться "прибрать к рукам" трубопровод Баку-Тбилиси-Джейхан с учетом того, что нефтяной гигант British Petroleum является, с одной стороны, акционером "Роснефти", с другой - совладельцем БТД, Пасечник ответил: "В теории такая цель может стоять, но пока не афишироваться. Хотя в целом, как мне кажется, особой нужды в полном контроле над БТД у российской стороны нет. Тарифы на перекачку нефти там нормальные, особых издержек "Роснефть" не несет".
Директор по энергетическому направлению Института энергетики и финансов Алексей Громов тоже не считает полный контроль над БТД целесообразным для "Роснефти". "Для "Роснефти" приемлем сценарий вхождения в международный консорциум, управляющий этим нефтепроводом. Причем речь идет не о контрольном пакете акций, а об участии, номинальном присутствии российской стороны", - заметил он. По словам эксперта, в основе развития сотрудничества России и Азербайджана лежат обязанности "Роснефти", взятые на себя перед европейскими партнерами. "Вопрос упирается в "сделку века" - контракт на поставки нефти в Китай сроком на 25 лет и общей суммой на $270 млрд. Развивая сотрудничество с Азербайджаном "Роснефть" стремится оптимизировать схему своего функционирования, в данном случае, на юго-западном направлении и использовать азербайджанские нефтяные ресурсы для исполнения своих европейских контрактов. Это так называемые "своповые" схемы, позволяющие в значительной степени оптимизировать использование ресурсов", - заметил Громов, добавив, что примерно по такому же принципу планируется наладить вопрос с легкой казахстанской нефтью и ее поставками в Поднебесную, качество которой соответствует требованиям китайской стороны. "Одним словом, между "Роснефтью, Азербайджаном и Казахстаном формируется сложная обменная своп-система, призванная оптимизировать использование, транзит и поставки нефтяных ресурсов", - подчеркнул он.
Собеседник также коснулся реверсных поставок российской нефти по трубопроводу Баку-Новороссийск, отметив, что эта операция исходит из интересов обеих сторон. "Дело в том, что НПЗ в постсоветских странах, так сказать, "заточены" под определенные сорта нефти. "Азербайджанские НПЗ отлично подходят для переработки российской Urals, а российская сторона получает доступ к азербайджанским мощностям. Это выгодно обеим сторонам, - резюмировал Алексей Громов.