Как известно, на днях польский сенат принял резолюцию, квалифицирующую события, произошедшие на территории оккупированной гитлеровскими войсками Волынской области Украинской ССР в 1943-1945 гг., как "этнические чистки с элементами геноцида в отношении польского населения со стороны УПА - украинской повстанческой армии (профашистской организации украинских националистов)". Еще на стадии обсуждения данной резолюции в сенате Польши, украинский МИД выступил с категоричным заявлением о "недопустимости принятия недружественных и односторонних заявлений, которые могут нанести непоправимый вред стратегическому сотрудничеству между Украиной и Польшей".

Чтобы понять суть данной резолюции, обратимся к истории. Итак, в 1943 году вооруженные бандформирования украинских националистов (УПА) начали осуществление плана по тотальному уничтожению польского, еврейского, русского, цыганского населения в Волынской области Украины. Апогеем этого бесчеловечного акта насилия (а, по сути, геноцида), стало 11 июля 1943 года, когда вооруженные до зубов отряды бандеровцев, с молчаливого согласия немецких оккупантов, одновременно атаковали около 150 сел, населенных преимущественно поляками. Резня сопровождалась чудовищными зверствами, уничтожению подвергалось все население, включая женщин, детей, стариков. Остановить резню стало возможным только благодаря самоотверженным действиям советских партизан, польских сил самообороны и Армии Краевой.

Казалось бы, действия польских парламентариев полностью логичны и созвучны национальным интересам Польши. Но, подвергая анализу временные рамки и причины принятия данной резолюции именно сейчас, сразу же приходится констатировать, что цель данной резолюции - послать завуалированный месседж президенту Украины Виктору Януковичу. Политика, которую проводит украинское государство в последнее время, откровенно раздражает "млодоевропейцев", ответственных за вывод Украины из зоны влияния России. И раздражение это порой принимает причудливые формы в виде "словесных и документальных уколов", которым все больше и больше подвергается внешняя политика Украины. Нестыковки с принятием резолюции именно сейчас очевидны. Дабы не быть голословными, зададим всего несколько вопросов. Почему принятие данной резолюции не произошло в то время, когда у власти находился Виктор Ющенко, главной отличительной чертой которого стала реабилитация и героизация военных преступников в лице Степана Бандеры и Романа Шухевича - ни много, ни мало, основных виновников организации геноцида поляков в Волынской области? Почему в период "оранжевой власти" польская полит-элита, лобызаясь на разных приемах со "щирым украинцем" Ющенко, напрочь забывала о том, что именно благодаря ему варварские, антипольские рейды бандеровцев стали квалифицироваться со стороны украинских историков как "борьба за незалежность и самостийнисть Украины"? Почему уничтожение восьмидесяти тысяч поляков в Волыни названо казуистически "резней с элементами геноцида", а "катынские события", например, охарактеризованы однозначно "геноцидом со стороны советского правительства (читай русских) по отношению к полякам"? Почему в окончательном варианте резолюции о "Волынской резне" даже вскользь не упоминается о колоссальной роли советских партизан, которые тысячами спасали поляков от рук озверевших бандитов из УПА?

На наш взгляд, ответом на все вопросы является политика прагматического баланса, которую пока что с переменным успехом пытается проводить Виктор Янукович. Логика принятия поляками резолюции именно сейчас - это далеко не выпад в сторону ультранационалистов из профашистской партии Украины "Свобода", это - удар, прежде всего, по имиджу Украины как страны, которая позиционирует себя носителем европейских морально-этических ценностей. Как отмечает политолог Антонина Петросюк, с приходом во власть Виктора Януковича Украина сделала политический крен в сторону от однозначной поддержки антироссийского тренда, который исповедуют страны из блока "младоевропейцев" (Польша, Румыния, страны Прибалтики и т.д.). "Была подписана масса договоров с Россией стратегического характера (чего стоит только подписание нашумевшего договора о продлении дислокации Российского Черноморского Флота в Севастополе), президентом Януковичем однозначно приоритетными были признаны интересы Украины, а не разных прозападных блоков и организаций. Украинский полит-истеблишмент стал более адекватно воспринимать роль России на постсоветском пространстве", - заявила профессор Петросюк.

Анализ информации и комментариев прозападных СМИ Украины по поводу принятия "резолюции" польским сенатом однозначно указывает на то, что самым важным фактором, предопределившим "закручивание гаек" Украине в виде резолюций, гипотетических санкций и возможного отказа от финансовой помощи со стороны европейских стран, стал судьбоносный выбор, перед которым сейчас стоит президент Янукович, а именно, в какую сторону "идти" Украине, в сторону Евразийского и Таможенного союза с Россией или в сторону более плотной экономической и политической интеграции с Евросоюзом в рамках программы "Восточное партнерство". Как показывает логика событий вокруг этого ключевого вопроса, компромиссный вариант неприемлем ни для России, ни для Европы.

Принимая во внимание факты, приходится констатировать, что, к сожалению, принятие "Волынской резолюции" Польским сенатом вызвано не поиском исторической правды и справедливости, а всего лишь еще одной возможностью надавить на Украину в нелегком выборе интеграционного вектора. В данном вопросе политики из оппонирующих друг другу "интеграционных лагерей" не приемлют медлительности и нерешительности украинской элиты, и выбирать в любом случае Украине придется очень скоро, либо выбор сделают за нее.

Ян Матушевский (политический обозреватель, Киев)