В Совете улемов ДУМ Татарстана нашлось место ваххабитам: мнение
Татарстан, 20 мая, 2013, 11:51 — ИА Регнум. Новый состав Совета улемов Духовного управления мусульман Татарстана свидетельствует о проникновении исламистов в руководство мусульманской уммы. Из прежнего состава Совета (всего - 15 человек), сформированного при прежнем муфтии
Один член Совета улемов - видный татарский теолог
По источникам, близким к правоохранительным органам, 38-летний Булат Мулюков - выпускник исламского университета в Эр-Рияде, бывший советник при муфтии
В этой связи включение в Совет улемов человека, которого покойный Валиулла Якупов именовал не иначе как "конченный вах" (ваххабит), вызывает не просто недоумение, но и реальное опасение за деятельность этого органа: насколько она будет конструктивна?
Джалиля Халирахманова, также учившегося в Саудовской Аравии, знают как бывшего ректора Альметьевского медресе (до 2011 года). Медресе было открыто в 1998 году Ясином Османой Абделлой из Эритреи, ранее работавшим в ваххабитском медресе "Аль-Фуркан" (Бугуруслан, Оренбургская область). Теперь это учебное заведение закрыто. В самые первые годы работы этого медресе четверо шакирдов приняли участие в террористических действиях, в связи с чем данное учебное заведение считалось ваххабитским. И вот теперь такие персонажи входят в Совет улемов ДУМ РТ. Спрашивается: зачем?
Некоторые наблюдатели опасаются отхода обновленного муфтията от прежнего курса Ильдуса Фаизова, который был резко против присутствия ваххабитов в структуре мусульманской уммы Татарстана. Ведь те же Мулюков и Халилрахманов были лишены своих постов за взгляды, далекие от традиционного для татар ислама ханафитского мазхаба. Так к чему их возвращать обратно?
Может быть, тактика нового лидера мусульман Татарстана Камиля Самигуллина заключается в том, чтобы сделать Совет улемов (мусульманских мудрецов) авторитетным даже для радикальной молодежи? Одним из вариантов для достижения этого может стать участие авторитетных в среде исламистов деятелей в издании фетв и постановлений по религиозным вопросам, которыми и занимается эта структура. Кстати, ранее Самигуллин говорил, что будет вести диалог со всеми мусульманами, кроме радикалов, но только на условиях ханафитского мазхаба матуридитской акыды. Значит ли это, что таким как Мулюков и Халирахманов теперь дается шанс вернуться к работе и исправить плоды своей деятельности от распространения экстремистского саудитского влияния? В чем заключается тактика муфтията, и будет ли она успешной, покажет время.
Раис Сулейманов - руководитель Приволжского центра региональных и этнорелигиозных исследований РИСИ