В шведской Кируне состоялось очередное в двухлетнем цикле заседание Арктического совета. Арктический совет - это международная организация, созданная в 1996 году по инициативе Финляндии для защиты природной среды арктических территорий. Арктический совет, начав свою деятельность, как чисто символический орган, сегодня на наших глазах приобретает иной более важный статус. И, хотя Арктический совет оформил пока всего лишь два соглашения (в 2011 году на заседании в Гренландии соглашение о сотрудничестве в авиационном и морском поиске и спасении в Арктике, а сейчас в Швеции - о ликвидации арктических разливов нефти), интерес к его работе и возможностям возрастает, что и продемонстрировала последняя конференция в Кируне.

На сегодняшний день полное членство в Арктическом совете имеют восемь приарктических государств: Канада, США, Дания, Норвегия, Швеция, Исландия, Финляндия и Россия. На конференции Арктического совета в Кируне Российскую Федерацию представлял министр иностранных дел Сергей Лавров. До Кируны в качестве постоянных наблюдателей при Арктическом совете состояли: Франция, Германия, Нидерланды, Польша, Испания и Великобритания. Постоянные наблюдатели не располагают правом голоса в Арктическом совете, но, в отличие от специальных наблюдателей, автоматически получают приглашения на заседания организации. В среду 15 мая Арктический совет рассмотрел заявления от государств, пожелавших получить при нем статус постоянных наблюдателей. Шесть государств - Китай, Япония, Индия, Италия, Южная Корея и Сингапур подобный статус получили. Госсекретарь США Джон Керри по-своему оценил происшедшее: "Последствия решений наших государств не ограничивается пределами 66-ой параллели". Статус постоянных наблюдателей получили азиатские государства, однако добивавшемуся подобного статуса Европейскому Союзу в принятии в число постоянных наблюдателей было отказано. Рассмотрение его заявления отложено на более поздний срок. Т. е. речь теперь может идти о 2015 годе. Поводом для этого послужила претензия Канады, вступившейся за своих эскимосов, лишенных возможности добывать тюленя из-за природоохранного постановления Евросоюза в 2009 году. Попытка канадских эскимосов оспорить запрет охоты на морского зверя в Европейском суде в Люксембурге завершилась для них неудачей. Арктический совет, принимающий свои решения по принципу единогласия, вынужден был перенести рассмотрение заявки Европейского Союза. В официальном заявлении Евросоюза по этому поводу говорится: "ЕС продолжит переговоры с канадскими властями с целью оперативного решения неурегулированных вопросов".

В новом двухлетнем цикле председательство в Арктическом совете перешло от Швеции к Канаде. Еще в августе 2012 года премьер-министр Канады Стефен Харпер определил, что в персональном плане председательские функции Канады в Арктическом совете будет осуществлять министр здравоохранения Леона Аглуккак (1967 года рожд.) - этническая эскимоска. В возникшей ситуации отказа в статусе постоянного наблюдателя Евросоюзу примечательно то, что проделано это было под предлогом отстаивания прав т. н. "коренных народов", хотя, на самом деле, за канадской претензией к ЕС стоят происки США, которые решили чуть попридержать ЕС в осуществлении его арктической стратегии. В Арктике, по оценкам ООН, проживает 4 млн. человек, из которых 10% относят к "коренным народам". Это весьма завышенная оценка.

Кроме того, конференция в Кируне 15 мая 2013 года подтвердила стратегию США по формированию постоянных структур Арктического совета под эгидой их близкого союзника - Норвегии, не являющейся членом Европейского Союза. Секретариат Арктического совета размещается в северонорвежском городе Тромсе, о чем подписано специальное соглашение между правительство Норвегии и главой секретариата Арктического совета. Кроме того, конференция в Кируне подтвердила решение переместить секретариат коренных народов в Тромсе. Таким образом, решение о превращении норвежского Тромсе в "столицу Арктики", озвученное во время визита госсекретаря США Хиллари Клинтон в Норвегию в июне 2012 года, было выполнено.

В 2008 году Европейская комиссия в Брюсселе определила: Европейский Союз должен активизировать свое взаимодействие со своими партнерами по Арктике, разумеется, для решения "проблемы сохранения окружающей среды" и "устойчивого развития Арктического региона". Свою заинтересованность арктическими делами Брюссель, как и прочие, обосновывает изменяющимися климатическими изменениями в Арктике, которые стимулируют экономическое развитие в регионе. Изменение климатического ландшафта Арктики создает возможности для новых транспортных потоков и использование местных природных и минеральных ресурсов. Согласно "Геологическому обзору" США за 2009 год, в Арктике якобы сосредоточены 13% неразведанных запасов нефти и 30% - природного газа. Таяние льдов арктических морей делает их доступными для разведки и освоения. Кроме того, 88% производства железа и стали ЕС обеспечено арктическими рудными кладовыми в Баренцевом регионе в Швеции и Финляндии. Треть рыбного арктического улова продается сейчас на европейском рынке. Исследования показывают, что эта цифра может увеличиться. Не менее важным фактором является и появление нового транспортного коридора между Атлантикой и Тихим океаном. Коммуникационная линия между Европой и Азией по Северному морскому пути составляет 7474 морские мили, а через Суэцкий канал - 11447 морских миль.

Старт новой арктической политике ЕС дал 2008 год. Первая Арктическая стратегия ЕС была принята в этом году. В 2012 году она была обновлена принятием нового документа - концепции арктической политики Евросоюза, содержащей 28 пунктов. Арктические государства сотрудничают на основании международного права и Морской конвенции ООН. Брюссель решил встроиться в этот процесс. Новые возможности, открывающиеся перед европейцами, продемонстрировал российско-норвежский договор 2010 года о морской границе. В условиях развивающегося международного сотрудничества ключевую роль начинает играть Арктический совет, как ведущий региональный орган, в котором представлены все арктические государства. Европейский Союз уже присутствует в Арктическом совете тремя государствами-членами: Швецией, Финляндией и Данией. Тем не менее, Брюссель заявил о своей заинтересованности получить статус постоянного наблюдателя при Арктическом совете. Европейская комиссия от имени ЕС для получения статуса постоянного наблюдателя обратилась в Арктический совет еще 1 декабря 2008 года. Статус постоянного наблюдателя с этого времени остается главной целью для сотрудничества Европейской комиссии с Арктическим советом. В частности, эта задача упоминается в представленном в июле 2012 года последнем варианте новой арктической стратегии Евросоюза. Для демонстрации намерений верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Кэтрин Эштон в марте 2012 года совершила поездку в Арктический регион, посетив финский Рованиеми, шведскую Кируну и норвежский Шпицберген. В рамках этого визита Эштон встретилась с тремя министрами иностранных дел: Эрки Туомиойя (Финляндия), Карлом Бильдтом (Швеция) и Йонасом Гаром Стёре (Норвегия). Статус постоянного наблюдателя в Арктическом совете, по замыслу Еврокомиссии, должен дополниться прямым участием ЕС в работе органов норвежского Баренцева секретариата и в финском Северном измерении.

Еще в 2008 году Европейская комиссия определила для себя три основные цели своей арктической политики:

- защиту и сохранение Арктики в согласии с ее населением;

- обеспечение постоянного использования ресурсов;

- международное сотрудничество;

Заметим, что ссылки на экологию давно стали инструментом в конкурентной экономической борьбы. В своей заключительной декларации, подписанной сейчас в Кируне, Арктический совет признает "центральную роль бизнеса в развитии Арктики и принимает решение о расширении сотрудничества и взаимодействия с бизнес сообществом в целях содействия устойчивому развитию в Арктике". Т. е. речь в данном случае идет о капиталистических корпорациях. Для получения доступа к арктическому сырью ЕС собирается активно заниматься дипломатией на основании стратегического партнерства и диалога с соответствующими арктическими государствами. ЕС в настоящее время является и желает в дальнейшем оставаться крупнейшим потребителем арктических ресурсов и произведенных здесь товаров. Интерес к транспортному потенциалу Северного морского пути для европейцев связан с тем, что 90% внешней торговли ЕС обеспечивается морскими поставками. Государства-члены Евросоюза имеют значительный опыт в области судоходства, судостроения, спутниковой навигации, поиска и спасения, а также развития портовой инфраструктуры. Этот потенциал, полагают в Брюсселе, может стать основой для развития транспортного сотрудничества в Арктике.

Проект Европейской комиссии предполагает тесно связать Арктический регион с "Европой 2020". Для этого планируется активизировать "конструктивное взаимодействие" и диалог с арктическими государствами, "коренными народами" и другими партнерами. Вклад ЕС в решение проблем Арктики должен быть направлен на поддержание усилий арктических государств с учетом "потребностей коренных и местных сообществ".

Европейская комиссия в связи с открывающимися возможностями справедливо считает, что "для обеспечения высоких экологических стандартов и сохранения уникальной природной среды Арктики" потребуются новые технологии и обширная база знаний. Знания, ответственность и обязательства - вот основные требования арктической стратегии Евросоюза. В 2007-2013 годах ЕС уже обеспечил €1,14 млрд. в виде прямых инвестиций в развитие экономического, социального и природного потенциала арктического региона. Сейчас Евросоюз посредством Седьмой рамочной программы ЕС (FP7) выделил из своих фондов €200 млн. на научные исследования в Арктике. Далее ЕС наметил особые программы по арктическим исследованиям и инновациям на период с 2014 по 2020 годы под названиями "Инновационный Союз" (Innovation Union) и "Горизонт 2020" (Horizon 2020) с колоссальным финансированием. Только на Horizon 2020 предполагалось выделить €80 млрд. Однако, вряд ли в условиях продолжающегося финансового кризиса в Европе эти программы будут выполнены в полном объеме.

В рамках работы в Арктическом совете ЕС собирается изучать потенциал для дальнейшей инновационной экономической деятельности в Арктическом регионе. Одним из направлений работы предполагается сделать развитие туризма, включая экологический туризм. Для достижения результатов ЕС собирается повышать эффективность своих связей с неправительственными организациями, работающими в Арктике или по арктической тематике вне этого региона. В этой связи ЕС занялся устройством своих информационных центров в Арктическом регионе. В частности, проект "Создание Центра ЕС в Баренц регионе России", осуществляемый при финансовой поддержке ЕС, получил полную поддержку в Северном Арктическом федеральном университете в Архангельске. Нынешний эпизод в Кируне с отказом Евросоюзу в статусе постоянного наблюдателя при Арктическом совете вряд ли приостановит активность по этому направлению.

Дмитрий Семушин - европейский обозреватель ИА REGNUM