Николас Мадуро все-таки сумел сохранить, хоть и совсем малую часть своего преимущества перед кандидатом от оппозиции Энрике Каприлесом Радонски на выборах президента Венесуэлы. Этого оказалась достаточным для того, чтобы объявить его победителем кампании. Заранее было известно, что оппозиция не собирается признавать своего поражения, имея в виду общеизвестный факт, что члены ЦИК были в свое время назначены Уго Чавесом и их карьера находится в прямой зависимости от продолжения Боливарианской революции. И не только им - очень многим было небезразлично, как закончится голосование, и кто будет объявлен президентом. Прежде всего, бедным слоям населения, чья доля в венесуэльском обществе снизилась вдвое - с 50% до 25%. Это и есть основное достижение Боливарианской революции, которое является главным гарантом ее поддержки со стороны половины населения страны.

Сразу надо отметить факт, что стратегические союзники Венесуэлы незамедлительно признали итоги выборов. Они передали поздравления Николасу Мадуро и высказали надежду на дальнейшее развитие дружеских отношений и сотрудничество в сфере нефтедобычи и ценовой политики в отношении энергоресурсов. Речь идет о России, Китае, Иране и других великих силах, а также о ближайших союзниках Венесуэлы - Кубе, Никарагуа, Боливии и Эквадоре. Стоит отметить, что левоцентристские латиноамериканские президенты в своем большинстве пока воздерживаются поздравлять с победой приемника Уго Чавеса, из-за неясной ситуации с контрольным пересчетом голосов, на котором настаивает, оппозиция, а также США, Испания и другие страны ЕС. В связи с этим Диосдадо Кабельо - председатель парламента и второй человек в иерархии Единой социалистической партии Венесуэлы призвал Мадрид "заняться своими проблемами, которых никак не мало".

Здесь стоит отметить, что именно Диосдадо Кабельо оказался на президентском посту 11 лет тому назад во время попытки апрельского переворота, который сумел вернуть Уго Чавеса к власти. И то, что он сейчас отказался от борьбы за высший партийный и государственный пост, не означает, что его "песенка спета". Основная причина этого, как известно - обвинения со стороны североамериканских правоохранительных органов в его причастности к наркотрафику в особо крупных размерах. Есть также свидетельства очевидцев о его, мягко говоря, холодных отношениях с братьями Кастро, что, в конце концов, и привело к негативной эволюции отношений между ним и Чавесом, незадолго до смерти последнего. За ним однако стоит серьезная силовая группировка, которой нельзя пренебрегать. Так что Диосдадо Кабельо пока находится в ожидании дальнейших провалов со стороны Николаса Мадуро.

А таковые не заставят себя долго ждать. После скандальных просчетов предвыборной кампании, связанных с "душой" Чавеса в виде птички, с "социалистическими" дамскими прокладками, новый президент Венесуэлы обрек себя на дипломатическую изоляцию. Речь идет о том, что он допустил в адрес Энрике Каприлеса недопустимые антисемитские высказывания, которые нарушают законы многих стран о недопустимости отрицания Холокоста. Определения Мадуро в адрес оппонента, такие как "фашист" и "наследник Гитлера", не прибавляют ему международного авторитета. Здесь надо иметь в виду, что предки Каприлеса со стороны матери спаслись от Холокоста в Польше и он вряд ли оставит без последствия осквернение их памяти. Вполне возможно, что недостаточно образованный Мадуро и не предполагал, к каким последствиям могут привести его необдуманные острые высказывания.

Николасу Мадуро придется справляться и с другим серьезными вызовами - резким ухудшением экономической ситуации в Венесуэле. В ходе предвыборной кампании ему пришлось дважды соглашаться на девальвацию боливара, чтобы закрыть фискальный дефицит в размере 16%. В конце концов, боливар обесценился на 80%, на фоне финансовых подарков, которые венесуэльское правительство щедро дарит политическим союзникам в регионе - Кубе, Никарагуа и Аргентине. Именно против этого, прежде всего, выступает Энрике Каприлес и считает, что оздоровление экономики возможно только в том случае, если эта практика будет немедленно прекращена. Так, кстати, думают и многие высшие лидеры Боливарианской революции, в том числе и Диосдадо Кабельо, а также многие высшие военные чины.

До сих пор не полностью известно, о чем шел разговор на встрече Энрике Каприлеса с высокопоставленными военными на встрече, сразу после объявления результатов выборов. Есть догадки, что он их заверил в своей поддержке в случае будущего взятия власти, а они ему ответили обещаниями лояльности. Не чревато ли это повторением чилийского варианта 40 лет спустя? Ситуация очень даже похожая - экономическая разруха, политический хаос, напряжение между двумя общественными секторами, примерно равными по численности, что в любой момент может вылиться в кровопролитие! Не может ли министр обороны - адмирал Диего Молеро, о котором известно, что он все чаще стал выражать свое недовольство всевластием кубинских военных советников, или кто-нибудь из его заместителей превратиться в нового Пиночета начала XXI века? Вопросов больше, чем ответов...

Георгий Коларов - кандидат политических наук, докторант РУДН-а