Евразийский союз - реально разрабатываемый проект, над концепцией которого работают различные группы российских правительственных и независимых экспертов. Создаваемая единица подразумевает наличие некоего политического единства потенциальных стран участников Союза. Армению в Евразийском союзе хотят видеть и ждут. Об этом корреспонденту ИА REGNUM заявил руководитель службы политического прогнозирования Информационно-аналитического центра МГУ по изучению общественно-политических процессов на постсоветском пространстве Александр Караваев.

По его словам, правительственный сектор, отвечающий за разработку концепции Евразийского союза, сосредоточен в Минэкономики РФ и работает под руководством первого вице-премьера России Игоря Шувалова.

"Сегодня у нас есть три страны - Россия, Белоруссия и Казахстан, - тесно связанные друг с другом по части, к примеру, определения таможенных платежей, ряда трехсторонних документов по техническим регламентам и так далее. С другой стороны, на территории СНГ действует Соглашение о безвизовом передвижении граждан государств Содружества Независимых Государств. Есть таможенный союз, ОДКБ, третье-десятое - все это похоже на матрешку. Евразийский союз - идея объединить эти элементы матрешки в организацию с намеком на политическое единство", - заявил Александр Караваев. Иными словами, как отметил эксперт, Евразийский союз - стержневой договор, в рамках которого могут быть заложены и упорядочены блоки Таможенного союза, Организации Договора о коллективной безопасности и так далее.

Руководитель службы политического прогнозирования особо отметил, что разговоры о том, что это "реанимация СССР" или "второе издание СНГ" не имеют ничего общего с действительностью. "В условиях новых экономических, политических реалий говорить такими категориями бессмысленно. О конфедеративном государстве тоже речи не идет - невозможно стянуть в единую структуру правящие кланы каждой потенциальной страны-участницы. Но можно попытаться создать определенный инструментарий, направленный на решение общих задач, в том числе политических. К примеру, очертить круг вопросов, по которым будет выработана общая позиция и на которые все страны-участницы Евразийского союза будут отвечать примерно одинаково", - сказал эксперт. Караваев также добавил, что идея Евразийского союза не является чем-то уникально-беспрецедентным, и что многие интеграционные объединения по всему миру уже давно используют те или иные интеграционные элементы, предусмотренные в будущем Евразийском союзе.

В целом, отметил собеседник, создание Евразийского союза больше всего похоже на процесс создания Евросоюза, но, тем не менее, копией не является.

На вопрос о том, в какие приблизительно сроки будет готов упомянутый стержневой документ, Александр Караваев не дал конкретного ответа. "По самым оптимистичным прогнозам, речь может идти о конце текущего года или начале следующего. Также назывался 2015 год", - заметил собеседник.

По мнению эксперта, в Евразийский союз могут быть приняты союзники и партнеры России, в том числе Армения. "Как экономическая компонента Евразийского союза Армения не так важна, но играет очень важную роль как член ОДКБ и как стратегический союзник России. Ввиду этого, а также с точки зрения укомплектования Евразийского союза странами-партнерами, Армению в будущей структуре ждут", - уверен Караваев.

Что касается возможных противоречий между участием Армении в интеграционных процессах на постсоветском пространстве и внешнеполитическим курсом страны, нацеленным на евроинтеграцию, Александр Караваев отметил, что все зависит от "подвижности" Еревана. "Трудности возникнут в том случае, если европейские партнеры продолжат обуславливать участие Армении в программе "Восточное партнерство". "Впрочем, здесь возможен один очень интересный вариант... Москва может выйти напрямую на Брюссель и "поговорить" за Армению с тем, чтобы европейцы не ставили Еревану палки в колеса. Это, в принципе, может решить проблему и помочь избежать противоречий между участием страны в интеграционных процессах по обоим фронтам", - резюмировал Караваев.