Открытие армяно-турецкой границы поспособствует изоляции и маргинализации Грузии: армянский эксперт
Армения, 18 марта, 2013, 00:01 — ИА Регнум. Переизбрание президента Армении
ИА REGNUM: Чего мы можем ждать от Сержа Саргсяна на внешнеполитической арене в течение ближайших пяти лет?
В целом в годы президентства Сержа Саргсяна в плане именно внешней политики были заметны положительные тенденции. Мы должны ждать развития этих тенденций, особенно по двум направлениям. Во-первых, продолжая вести стабильную политику, направленную на усиление стратегических позиций Армении, углубляя отношение с Россией, нужно также развивать отношения с Западом. Во-вторых, полагаю, независимо от текущей политической конъюнктуры, у Сержа Саргсяна появилась возможность сформировать свое личное политическое наследие, за что, думаю, он возьмется. Саргсян уже пошел на смелый шаг, инициировав процесс нормализации армяно-турецких отношений и подписания двусторонних протоколов. Это реанимация армяно-турецкой дипломатии. Но сегодня позиция Армении сильнее, чем была до этого, потому что все ожидания в этом вопросе адресованы Турции, а не Еревану.
ИА REGNUM: Вы говорите о развитии отношений с Западом и ЕС. Есть ли какой-то лимит этого углубления?
Вопрос скорее адресован не к Армении, а к Востоку и Западу. До сих пор Ереван играл на два фронта. С одной стороны Армения расширяла партнерские отношения с Россией, будучи единственной страной-членом
ИА REGNUM: Вы не раз говорили, что Евразийский союз ввиду отсутствия какой-либо внятной концепции является чем-то непонятным. Существует мнение, что он планируется как геополитическая единица с экономической основой в виде Единого экономического пространства между странами
Я не думаю, что это все будет работать. Я не даю этому качественной оценки, говоря хорошо это или плохо. Мы не первый, и уж точно не последний раз слышим о подобных проектах. Это идея даже не президента России
К счастью для Армении, эта страна имеет большое стратегическое значение для России. Именно поэтому власти Армении и России не позволят возникнуть кризису на этом фоне. По этой же причине я не думаю, что на Ереван будет оказываться сильное давление. Как вы могли заметить, я не отношусь к России так уж критически, она нужна Армении. Но и Армения нужна России.
ИА REGNUM: Перейдем к региональным вопросам. У Армении в соседях числятся два довольно серьезных региональных игрока - Иран и Турция. Оба достаточно нестабильны: в случае с Турцией это, в частности, обусловлено слишком переменчивым внешним курсом, у Ирана - сложной ситуацией вокруг него и постоянной угрозой войны. На каких позициях, на ваш взгляд, Армения должна выстраивать игру по отношению к этим двум субъектам?
Начнем с Ирана: Ереван был и всегда должен быть очень осторожным в отношениях с этой страной. Особенно это актуально, когда в отношении Тегерана вводятся международные санкции, и страна оказывается в еще большей изоляции от мира. Но здесь с точки зрения отношений Армения-Иран в перспективе есть хорошие новости: они зависят не столько от самих соседей, сколько от внешнего мира. Сегодня, если мы посмотрим на внешние факторы, то картина вырисовывается не такая уж драматичная. Угроза удара по Ирану ниже, чем прежде. Переизбрание
Что касается Турции, то по этой части можно выделить две позитивные для Армении тенденции. Первая: возможности и инструментарий Турции в регионе ограничены Азербайджаном. Это приводит Анкару в ярость, ей не нравится та власть, которую имеет над ней Баку. Проблемы между Азербайджаном и Турцией однозначно играют на руку Армении. Вторая: российско-турецкие отношения сегодня пришли в серьезный упадок, в основном из-за Сирии. Это сводит к нулю историческую и ставшую уже традиционной угрозу дележа Армении между Турцией и Россией.
ИА REGNUM: Развивая тему Турции, коснемся армяно-турецких протоколов. Вы считаете возможным их возвращение в политическую повестку двух стран?
Протоколы мертвы, с ними покончено, они ушли и никогда не вернутся. Сейчас можно говорить о реализации предусмотренных протоколами положений без ратификации самих документов, то есть об открытии границы, установлении дипломатических отношений и так далее. Это, в первую очередь, связано с необходимостью нейтрализовать попытки Азербайджана блокировать процесс. Стоит ожидать, что Турция реанимирует этот затормозившийся процесс в 2013 году. Мотив прост: в 2014-м им нужны карты на руках, чтобы как-то подготовиться к 2015 году - 100-летию Геноцида армян. Основная задача Турции - попытаться воспротивиться очень мощному психологическому давлению, которое несет с собой 100-летие Геноцида армян. Если это произойдет, то можно вывести два интересных фактора. Во-первых, Армения сегодня находится на более сильных позициях, чем раньше, так как "сбежала" от процесса Турция. Во-вторых, более сильные позиции позволят Армении претендовать на большее, чем прежде. Например, Ереван может раз и навсегда потребовать перестать ссылаться на Нагорный Карабах при решении двусторонних вопросов. Кроме того, Армения может проявить достаточно ума и за счет более выгодной позиции потребовать радикального отказа от политики предусловий, поскольку Турция подняла планку ожиданий, в результате своих же ошибок усилила оказываемое на нее международное давление. Чтобы это сработало, нужен ключ, который находится в руках у... нет, не американцев. Ключ - Россия. С точки зрения этой страны, в контексте национальных интересов России открытие армяно-турецкой границы только поспособствует изоляции и маргинализации Грузии. Россия также не видит угрозы присоединения Армении к Северо-Атлантическому альянсу в случае открытия границы с Турцией. Это важно для Армении, но это также возможность для Турции потерять еще больше.
ИА REGNUM: У Армении четыре соседа, из которых с Турцией и Азербайджаном граница закрыта, сообщение с внешним миром через Иран ограничено по понятным причинам. Окошком продолжает оставаться Грузия. Эта блокада - один из факторов, обеспечивающих сильную зависимость Армении от России. Не считаете ли, что открытие границы с Турцией может сократить эту зависимость, и что это не понравится Москве?
Наоборот, это исходит из долгосрочных интересов России, и здесь опять две причины. Во-первых, чем сильнее Армения в политическом, военном и экономическом плане, тем лучше для России. Во-вторых, в течение двух последних месяцев мы видели визиты в Ереван двух государственных чинов Грузии - премьер-министра
ИА REGNUM: Извечная тема - нагорно-карабахский конфликт. Вы прогнозируете какие-либо подвижки в этом направлении в ближайшем будущем?
Здесь есть только два возможных развития сценария. От посредников, от дипломатии ничего нового ожидать не стоит. Азербайджан - единственная и последняя страна в мире, которая еще не поняла, что Карабаха ей не видать. Что здесь может случиться, так это война вследствие провокации или какого-то инцидента. Кроме того, есть так называемый фактор джокера. Каждая страна, так или иначе имеющая отношение к нагорно-карабахскому конфликту, занимает четкую позицию - Турция, Иран, США, Армения, Азербайджан и так далее. Мы знаем их позиции. Есть только одна страна, политика которой меняется - это Россия. У вопроса есть две стороны медали - светлая и темная. Светлая проявляется в том, что Россия взяла инициативу в Минской группе
ИА REGNUM: Подведем итоги нашей с вами беседы. Серж Саргсян остается президентом Армении. Какие основные достижения можно записать на счет 5 лет его президентства и чего нужно ждать от главы государства в ближайшие пять лет?
При Серже Саргсяне Армения зафиксировала за собой ряд достижений. Ереван умножил свои возможности на международной арене и добился большей стабильности, воспользовался плодами войны между Россией и Грузией в августе 2008-го, закрепил свои позиции. Основная стоящая перед властями Армении внешнеполитическая задача - удержать наработанное, быть более активными. Нельзя больше рассчитывать на успех, полагаясь на ошибки Турции и Азербайджана. Успех Армении должен быть обусловлен победами. Есть еще один фактор, отражающий долгосрочную внешнюю слабость Армении: слабость внутренняя. Недостаток демократии, который позволяет внешним врагам почувствовать свое превосходство, а также недоразвитость экономики, сковывающая весь потенциал развития страны.
У Армении есть потенциал и возможности, чтобы продолжить двигаться в правильном направлении. Но для этого нужна политическая воля, инициативность, активность. В частности, для этого нужно избавиться от этой олигархической системы, которая превратилась в угрозу для всего государства и национальной безопасности.
Беседовал Эмиль Бабаян