Едва завершилась кампания по выборам президента Армении, как в стране начался новый электоральный цикл - политические силы готовятся к предстоящим 5 мая выборам Совета старейшин Еревана.

При этом очевидно, что относительный успех лидера партии "Наследие" Раффи Ованнисяна, набравшего на прошедших в феврале президентских выборах около 37% голосов, заметно повлиял на позиции всех оппозиционных и т.н. "альтернативных" партий. Ованнисян, как известно, с официальными итогами не согласился, объявил себя "избранным президентом" и начал голодовку, которую обещает продолжить до дня инаугурации действующего главы государства Серж Саргсяна. Это вносит определенное напряжение во внутриполитическую жизнь страны, поддерживая протестный градус на достаточно высоком уровне. Этим обстоятельством и пытаются воспользоваться партии, которые отказались от участия в президентских выборах, но теперь явно пожалели о своем решении.

Партия "Процветающая Армения" (ППА), Армянский национальный конгресс (АНК), переживающий процесс распада и глубокой переформатировки, АРФ "Дашнакцутюн" заявили, что обязательно примут участие в столичных выборах. Их логика понятна. Если Раффи Ованнисян, не обладавший, в общем-то, никаким серьезным материальным и организационным ресурсом, сумел консолидировать вокруг себя 540 тысяч избирателей, то можно предположить, что объединение сил оппозиции способно поставить власть в сложное положение. Если столичная мэрия перестанет контролироваться правящей Республиканской партией Армении (РПА), лидером которой является президент Серж Саргсян, это позволит усиливать давление на власть и добиваться от нее всевозможных уступок.

Представляется, однако, что подобные чисто "арифметические" расчеты вряд ли могут быть реализованы. Переговоры, которые в последние дни велись названными партиями относительно возможности участия в городских выборах единым списком, окончились ничем. По-иному, впрочем, и быть не могло, потому что каждая из политических сил выставила условия, совершенно неприемлемые для потенциальных партнеров. Так, секретарь парламентской фракции ППА Наира Зограбян заявила, что "при составлении списка должны будут учитываться некоторые пропорции". Это означает, что ППА, имеющая в парламенте страны 37 депутатов, стремится видеть в списке в 5 раз больше своих представителей, нежели "Наследие", АРФ "Дашнакцутюн" и АНК, фракции которых насчитывают 5-7 депутатов. Получается, что ППА попросту хочет использовать консолидированный Раффи Ованнисяном протестный электорат в свою пользу - при том, что результаты лидера "Наследия" на президентских выборах заметно превзошли число голосов, полученных ППА на прошлогодних выборах в парламент. Мало того - лидер ППА, олигарх Гагик Царукян сообщил, что первым номером в партийном списке станет экс-министр иностранных дел Вардан Осканян, ныне находящийся под следствием по обвинению в серьезных финансовых махинациях. Этот политик не только не имеет харизмы, но и никогда не занимался какой-либо хозяйственной работой. Очевидно, что быть мэром миллионного города он просто не может. Поэтому Царукян сообщил, что после "победы" на столичных выборах партия решит вопрос о том, кого именно выдвинет на пост мэра. Непонятно, почему избиратель должен голосовать за "кота в мешке".

Впрочем, есть все основания предполагать, что на выборах Совета старейшин Еревана ни о какой победе ППА речи быть не может, напротив, эта партия потерпит чувствительное поражение. Дело в том, что её успех на выборах в парламент был связан исключительно с персоной самого Гагика Царукяна, его материальными и организационными ресурсами, широкой благотворительностью. Все эти факторы, сыгравшие существенную роль в выборе позиции провинциальным электоратом, не так сильно впечатляют столичного избирателя. Кроме того, граждане, конечно, не простят ППА неучастие в выборах президента - ведь, по существу, это стало признаком того, что олигарх, опасаясь за сохранность своего бизнеса, ушел от прямого противостояния с властью, практически - дезертировал с поля политических баталий.

По этой же причине, а также из-за отсутствия серьезной поддержки в столице не могут рассчитывать на ощутимый успех также АНК и АРФ "Дашнакцутюн". Однако парадокс состоит в том, что и "Наследию" вряд ли удастся повторить свой успех. Фигура Раффи Ованнисяна в качестве мэра столь же неприемлема, как и кандидатура его экс-коллеги по МИД Вардана Осканяна. И сколь бы оппозиционно ни был настроен столичный избиратель, он, конечно, не пожелает, чтобы город, имеющий массу градостроительных, экологических, дорожно-транспортных и многих иных проблем, оказался под управлением дилетанта. Понимая это, Ованнисян уже заявил, что лично он в выборах участвовать не станет. И это оставляет "Наследию" хорошую возможность выдвинуть во главу своего списка политически нейтрального "крепкого хозяйственника", деятеля, имеющего реноме знатока городских проблем. Другой вопрос, что найти такую фигуру для партии будет очень и очень сложно.

Совет старейшин Еревана состоит из 65 депутатов. 35 из них являются членами партий коалиции власти - РПА и "Оринац еркир", 17 мандатов имеет ППА, остальные - АНК, однако эта политическая сила изначально заявила о неучастии в работе Совета. Представляется, что в новом составе столичного парламента соотношение сил будет несколько иным, оппозиционные партии и "альтернативная" ППА получат некоторое число мандатов, что позволит им, не отвечая за городскую политику, обрести еще одну официальную площадку для критики властей.

Истинная интрига, как полагают некоторые наблюдатели, будет состоять не в соперничестве власти с оппозицией, а в борьбе различных "крыльев" внутри РПА. Ведь значение поста столичного мэра заметно возрастет с учетом того, что в 2018 году нынешний президент Серж Саргсян уже не сможет баллотироваться на пост главы государства. Поэтому контроль над Ереваном станет важным фактором в процессе выбора кандидатуры его преемника.

Но, разумеется, все подобные расчеты и расклады имеют шанс на осуществление только в том случае, если до мая не возникнет форс-мажорная ситуация, связанная с начавшейся голодовкой Раффи Ованнисяна. Напомним, что лидер "Наследия" публично пообещал, что инаугурация Сержа Саргсяна, запланированная на 9 апреля, состоится только через его, Ованнисяна, труп. И пока неясно, как повлияет на здоровье политика это обещание.

Ануш Левонян, политический обозреватель (Ереван)