Раймонд Паулс: Почему правители не говорят, что Латвия - среди самых нищих стран Европы?
Латвия, 4 января, 2013, 16:36 — ИА Регнум. Знаменитый латвийский композитор
Напомним, что ранее глава министерства иностранных дел Латвии Эдгар Ринкевич (Партия реформ) заявил агентству, что одобряет мысль о возобновлении ранее существовавшего Европейского праздника латышской песни и считает, что данная идея нуждается в государственной поддержке. Изначально с данной инициативой выступил председатель Европейского Объединения латышей Алдис Аустерс. По этому поводу Паулс заявил: "Я слыхал, что министр иностранных дел говорил, что из бюджета следует выделить деньги, чтобы иностранные латыши провели Праздник песни. Быть может, лучше подумать про Латгалию? Может, уважаемое правительство, подумаем о больных детях, для которых приходится постоянно собирать средства? Я сам латыш и очень уважаю традицию Праздника песни. Но во что превратился этот праздник? Это самое обычное коммерческое мероприятие. Когда-то дирижеры трепетали, ожидая решения оргкомитета - пригласят или не пригласят главным дирижером. А теперь дирижер спрашивает: сколько мне за это заплатят?"
Организация европейского праздника песни рассматривается, как часть мероприятий по популяризации латышской культуры за рубежом и по привлечению обратно многочисленных выходцев из Латвии, уехавших в страны Европы в трудовую эмиграцию. Однако Паулс скептически относится к подобным акциям: "Милые, вы о чем? Они уехали, они устроились, кто-то лучше, кто-то хуже, а наши только талдычат - нам надо думать о латышском языке на чужбине". Композитор рассказал: "Припоминаю один случай в Даугавпилсе (подавляющее количество населения в данном городе являются русскоязычными - ИА REGNUM). Местный Праздник песни - люди спели, скромные аплодисменты. Я получил немного больше. А потом на сцену вышел один белорус: ноги в пляс, песни заводные - публику взял на "ура". И потом снова мы - серая грусть, трагизм... Наверное, надо будет написать симфонию "Страдания латышского народа". Посмотрите - 18 ноября, государственный праздник. Праздник! С утра по телевизору - церковь. Потом - фильм про депортации. Один год в этот день показали киножурнал "Советская Латвия" - там все смеются, радуются, да здравствует Сталин! А потом снова - поезд, грохот, депортация... Конечно, историю необходимо знать и уважать, но неужели хотя бы в государственный праздник нельзя обойтись без непрерывных стонов?", - отметил композитор. "Праздник песни - это только для нас, латышей, и не нужно болтать, что у иностранцев он вызывает какие-то эмоции", - подытожил он.
Раймонд Паулс высказал свое мнение и по поводу политиков, усиленно доказывающих необходимость введения евро в Латвии. "Самым горячим поклонникам евро, наверное, что-то пообещали: они буквально вцепились в это свое евро. Слышу - какие-то критерии выполнены, и кризис закончился. Но если эти правители ничего не видят и не соображают, то я им сердечно рекомендую проехаться по моей родине. Не идите на какой-нибудь прием, а поезжайте в деревню и попробуйте после этого что-то сказать о критериях. Где мы есть на самом деле? На первых местах самых нищих стран Европы. Почему, вы, господа, не говорите об этом?" - спросил Паулс.
Также композитор заявил, что в текущем году не намерен участвовать в организации ежегодного юрмальского летнего фестиваля "Новая волна", который, "фактически превратился в его (Игоря Крутого - ИА REGNUM) семейное дело. В настоящее время он продвигает свою дочку, которая почти ничего не может спеть. Это одна и та же компания, а конкурс молодых исполнителей прилеплен к концертам старых эстрадных лиц. Что достигается при помощи этих конкурсов? Да ничего. Пусть фестиваль проходит, богатеи сюда едут и будут приезжать и впредь. Но не называйте его конкурсом молодых исполнителей". Паулс отметил: "Я себя там больше не вижу. Творческого процесса там нет, да и с финансовой точки зрения я там ничего не выигрываю. Почему-то все уверены, что я за это получаю тысячи. Но когда-нибудь я расскажу, сколько я там получал на самом деле". Претензии Паулса к "Новой волне" связаны и с особенностями работы фестивального жюри, в котором, по его словам, все голосуют за своих. "Какой провал был в прошлом году! Победительница выступала где-то в России, и ее освистали. "Новая волна" идет уже десять лет, а это долгое время. Все когда-то заканчивается", - отметил Паулс. Композитор пожаловался на то, что латышская музыка теряет свою оригинальность, в то время как в стране нет концертных залов, идеально подходящих для больших симфонических оркестров, денег на поддержание оркестра Латвийского радио не нашлось, оперные певцы разбегаются за границу, а симфоническими оркестрами дирижируют заезжие иностранцы за гигантские гонорары. "Когда-то для русских мы были "западом", а наши солисты, лучше или хуже, но все же тянули на западных. А теперь наших делают такими же, как они", - отметил Раймонд Паулс.
Композитор коснулся и своих денег, потерянных с разорением банка Krājbanka. Паулс высказал мнение, что вердикт Конституционного суда по делу Krājbanka 22 января поставит крест над последними надеждами вернуть деньги обратно. Композитор предположил, что Литва может подать в суд на латвийское правительство за то, что оно своими действиями вокруг Krājbanka, допустило доведение до банкротства банка Snoras. "Литовцы ведь не успокоятся. И еще ликвидатор Krājbanka, как слышно, хочет получить договор на пятнадцать лет, чтобы получать миллионы ни за что. Вот интересно, почему Ипотечный банк спасли? Не потому ли, что там хранились деньги Домбровскиса и его супруги? А бывший руководитель "фуктука" (Комиссии по рынку финансов и капитала - FKTK. - ИА REGNUM) Ирена Крумане с мая работает в Банке Латвии. Мило, не правда ли?" - заявил композитор.
Напомним, что в свое время Раймонд Паулс был одним из известнейших вкладчиков Latvijas Krājbanka, разорившегося в конце 2011 года. Композитор хранил в нем все свои накопления - почти миллион евро (700 тыс. латов). К настоящему моменту Паулс получил положенную по закону компенсацию в 70 тысяч латов. Что касается возвращения остальных вложенных в банк средств, то они практически равны нулю. В связи с этим Паулс и еще три частных лица, потерявших большую часть своих вкладов в Krājbankа, обратились в Конституционный суд. На вопрос, зачем же он тогда подал в суд, Паулс ответил, что желает публично доказать свою правоту. Ранее, композитор заявлял, что, по его мнению, у клиентов Krājbanka просто украли их деньги - что произошло при попустительстве правительства, Министерства финансов и Комиссии рынка финансов и капитала.