На проходящей 14 декабря в Москве конференции "Будущее Союзного государства и потенциальная модель его развития" руководитель Института стран СНГ Константин Затулин обратил внимание на отсутствие в Конституциях Белоруссии и России упоминания о Союзном государстве, передаёт корреспондент ИА REGNUM.

"Одиозный момент: в Конституциях Белоруссии и России не виден сам факт существования Союзного государства", - отметил эксперт. По мнению Затулина, такое положение вещей объясняется тем, что Конституции и в Белоруссии, и в России долгое время рассматривались как "священные коровы" - считалось, что в них нельзя вносить изменения. При этом, отметил российский эксперт, изменения в Конституции всё-таки вносились, когда речь шла о сроках полномочий президентов. "Нет ни единой валюты, ни Конституционного акта, и это серьёзная проблема", - сказал Затулин. Он отметил также, что в рамках белорусско-российских отношений закреплено главенство национальных конституций.

Ещё одной существенной проблемой является разность подходов Белоруссии и РФ к строительству Союзного государства, подчеркнул эксперт. В частности, белорусская сторона настаивает на равенстве сторон в процессе союзного строительства по формуле "1+1". "Это не отражает реального потенциала двух стран", - отметил Затулин.

Затулин назвал провокационным некогда озвученное предложение о вступлении Белоруссии в состав России по областям. Он предложил определить цели союзного строительства и подписать договоры с отложенным характером по образцу КНР и Гонконга. Особое внимание он уделил проблематике Союзного парламента. Он предложил реализовать положение о выборах в Палату представителей Союзного государства. По его словам, Парламентское собрание Союзного государства не является реальным парламентским органом - это "вторичная занятость" для действующих российских и белорусских депутатов, которые туда делегируются, и это не одно и то же, что Союзный парламент, который должен избираться напрямую. Затулин предложил выбирать союзных депутатов по смешанной мажоритарно-пропорциональной избирательной системе.

Эксперт охарактеризовал Таможенный союз как успешный проект, и в то же время как "фактор пробуксовки" Союзного государства. Он вспомнил недавний визит Нурсултана Назарбаева в Турцию и озвученное им предложение создать "тюркский союз". По мнению директора Института стран СНГ, само название "Евразийский союз" - неудачное, так как и в Белоруссии, и на Украине, и в России многие опасаются объединения с постсоветскими азиатскими республиками.

Затулин, вновь напомнив о предложении Назарбаева создать "тюркский союз", который, по всей видимости, должен существовать параллельно с Евразийским Союзом, заявил, что у России есть чем ответить на такой сценарий. "Есть другие форматы, в которых мы можем реализовать себя с Белоруссией и Украиной", - резюмировал директор Института стран СНГ.