Оппозиционные депутаты Госсобрания - Эл Курултай Республики Алтай Михаил Паклин и Урмат Князев не смогли принять участие в последней сессии республиканского парламента в связи с тем, что отправились в США по программе "Открытый мир". Об этом ИА REGNUM сообщили в Эл Курултае.

Программа "Открытый мир" была учреждена в 1999 году Конгрессом США. С тех пор около 18 тысяч человек из России и других стран постсоветского пространства "изучили опыт американской демократии". Их принимали более 7,1 тыс. американских семей во всех 50 штатах. В ходе десятидневной поездки участники программы живут в семьях, посещают органы власти и общаются с гражданскими активистами. Незнание английского языка не является препятствием для участия в программе - каждую группу сопровождает профессиональный переводчик. Все расходы финансируются за счет бюджета США.

Принципы отбора кандидатов для участия в программе являются непрозрачными. Известно, что номинировать кандидатов могут некоторые бывшие участники, а также "доверенные" гражданские активисты из "грантополучающей тусовки". Например, руководитель ассоциации "Голос" по Алтайскому краю Сергей Андреев признался в интервью "Банкфаксу", что "при моем участии по программе "Открытый мир" в США около недели назад выехала группа из Алтайского края и Республики Алтай". В любом случае, окончательное решение о формировании групп принимает администрация программы исходя, видимо, из готовности кандидатов участвовать в "гуманитарной интервенции" либо продвигать интересы "принимающей стороны" на своей территории.

Участие в программе Михаила Паклина и Урмата Князева не является неожиданным. Оба депутата известны своей вовлеченностью в программы западных общественных организаций, направленные на противодействие строительству газопровода "Алтай". Этот проект организации поставок газа с месторождений Западной Сибири в Китай вызывает заметное раздражение у США и спонсируемых ими экологических фондов и общественных объединений.

Например, в прошлом году экологи учредили коалицию общественных и научных организаций "Сохраним Укок" (Укок - плоскогорье на российско-китайской границе в Республике Алтай, по территории которого планируется построить газопровод), выступающей против прокладки газопровода "Алтай". В состав коалиции вошли Гринпис, фонд "Алтай - XXI" век, Сибирский экологический центр из Новосибирска, Сибирское экологическое агентство из Томска и ряд других объединений. Со стороны Республики Алтай участие в создании коалиции принял член фракции КПРФ в Госсобрании Михаил Паклин.

Коалиция настаивает на том, что выбранный маршрут проектируемого газопровода является экологически опасным. Участники Коалиции намерены добиться строительства газопровода по одному из существующих "альтернативных маршрутов".

Аналогичные требования выдвигались в прошлом году в рамках развернувшейся в США общественной кампании Keeping Pipelines Off Ukok, в которой участвовали Mobilization for Climate Justice, Pacific Environment, Global Greengrants Fund, специальный The Altai Project, базирующийся в Калифорнии, а также десятки других экологических организаций.

Под альтернативными маршрутами экологи подразумевают, в первую очередь, прокладку газопровода не напрямую из России в Китай через самый западный участок российско-китайской границы протяженностью 54 км в Республике Алтай с российской стороны и Синьцзян-Уйгурском автономном районе - с китайской, а по территории Монголии через Баян-Ульгийский и Ховдский аймаки, которые на северо-западе также граничат с Республикой Алтай и Синьцзяном.

В то же время представители российского политического руководства неоднократно заявляли о "несерьезности" этого альтернативного предложения экологов, поскольку считают строительство газопровода по территории транзитного государства при условии, что есть возможность построить газопровод напрямую, достаточно рискованным, тем более учитывая большую политическую зависимость Монголии от стран Запада и, в первую очередь, США. На протяжении последних десятилетий Россия не раз сталкивалась с проблемами обеспечения партнеров энергоресурсами из-за транзитных государств.

Известно, что в развитии российско-китайских отношений через Горный Алтай не заинтересованы партнеры России на Западе. В свое время вице-премьер России Игорь Сечин заявил, что экспорт газа в Китай по газопроводу "Алтай" является важным вопросом для "Газпрома", так как Поднебесная - один из крупнейших потребителей газа, а российской газовой корпорации необходимо диверсифицировать риски и не зависеть только от западных потребителей. Против диверсификации российских поставок газа в виде развития сотрудничества с Китаем выступают страны Европейского союза. Они зависят от российской нефти и газа и считают активную работу "Газпрома" на китайском направлении угрожающей энергетической безопасности Европы.

Бывший глава Республики Алтай Семен Зубакин в свое время отмечал, что действия экологов четко скоординированы, и это говорит о едином центре руководства, казалось бы, разобщенными группами протестантов. Однажды он заявил, что за действиями экологов стоят спецслужбы Германии. Российская "либеральная" общественность за такими заявлениями видит лишь "шпиономанию", хотя, при анализе ситуации, заинтересованность Германии в "алтайских делах" очевидна - именно Федеральное ведомство по охране природы (BfN) Германии спонсировало работы по разработке документации о создании национального парка "Сайлюгем" на российско-китайской границе в Республике Алтай. Его создание в том виде, в котором это предлагало сделать BfN, фактически бы "заперло" российско-китайскую границу на "экологический замок" и исключило бы возможность строительства газовой магистрали на этом участке.

Впрочем, российские власти отказались от предложений Федерального ведомства по охране природы Германии, и создали природный парк в меньших масштабах и в границах, которые не препятствовали бы освоению территории.

О том, что западные державы не заинтересованы в развитии российско-китайских отношений и препятствуют в том числе реализации российско-китайских проектов на Алтае, заявлял и нынешний глава региона Александр Бердников, и бывший полпред президента в Сибири Анатолий Квашнин, и многие другие государственные деятели.

Получается, что на самом деле борьба с газопроводом "Алтай" - это борьба за энергетическую безопасность стран Запада и продолжение зависимости "Газпрома" от европейских потребителей. Как считает известный публицист, бывший редактор ИА REGNUM Модест Колеров, в деятельности экологов-активистов преобладает не "экологическая тревога", а продолжение глобальной нефтегазовой конкуренции экологическими средствами. "Избирательность экологической критики, экологический рэкет в отношении корпораций, использование экологических претензий в интересах экономико-политической конкуренции - слишком распространенное явление, чтобы общество могло и в этом случае исходить из презумпции абсолютной святости экологического чиновника", - писал он.

В последние годы помимо экологической риторики противники строительства газопровода стали использовать так называемую indigenous-риторику: они активно эксплуатируют традиционные верования и обычаи населяющих юг Горного Алтая теленгитов, пытаясь в их среде создать движение противников строительства газопровода. На это направлены "гуманитарные" проекты ряда экологических фондов, выражающиеся в раздаче микрогрантов местным жителям. И нужно добавить, что отправленный для "изучения демократии" в США депутат алтайского Госсобрания Урмат Князев является теленгитом, одним из лидеров этого коренного малочисленного народа.