Анкара собирается просить НАТО разместить в Турции ракеты Patriot из-за обострения напряженности на турецко-сирийской границе. Такую информацию опубликовала газета Hürriyet со ссылкой на высокопоставленный турецкий дипломатический источник. По его же словам, "план включает и развертывание систем ПРО в Турции". На это сообщение быстро отреагировал генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен. Он сообщил, что в НАТО не получали обращения Турции о размещении ракетных комплексов на границе с Сирией. В то же время прозвучало и определенное уточнение: "У альянса есть планы по защите Турции от возможных угроз".

Информационные "утечки" в турецких СМИ, организованные "определенными силами" и реакция на них со стороны Североатлантического альянса напоминают виртуальные "игры" с адресным смыслом. Одно дело, когда Турция принимает участие в американской системе глобальной ПРО, что было решено на саммите НАТО в Лиссабоне 19-20 ноября 2010 года. При этом проект по размещению элементов ПРО на территории Турции мотивируется как противодействие "ядерной угрозе со стороны Ирана", хотя ранее Турция выступала против указания какого-либо конкретного государства в качестве "источника угрозы". Такая позиция специально оговаривалась в качестве главного условия согласия на размещение элементов ПРО. Теперь в качестве "угрозы" называется Сирия. Тогда, как еще недавно турецкие и многие западные СМИ активно обсуждали вопрос о вероятном вторжении турецкой армии на территорию Сирии, а не наоборот. Единственная страна, которая предупредила Анкару, что готова нанести военный удар по объектам НАТО в Турции, но только в случае, если с территории этой страны последует военная интервенция в Сирию, был Иран. Следовательно, говоря о Сирии, как о потенциальной угрозе, Турция имеет в виду все же Иран. И это тогда, когда премьер-министр Реджеп Тайип Эрдоган предложил президенту Ирана Махмуду Ахмадинежаду создать трёхсторонний комитет - Турция-Россия-Иран - "целью которого будет урегулирование сирийского вопроса". Случайно ли это?

Дело в том, что визит в Каир главы МИД России Сергея Лаврова, итоги его переговоров со спецпосланником ООН и ЛАГ по Сирии Лахдаром Брахими, открывают "коридор возможностей" для сирийского урегулирования. Во-первых, была достигнута договоренность с Лигой арабских государств сформировать общий форум сотрудничества, и провести в Москве до конца 2012 года его первое заседание на уровне министров иностранных дел. В этом контексте следует оценивать и сообщение о готовящемся по приглашению президента России Владимира Путина визите в Москву президента Египта Мухаммеда Мурси. По словам представителя канцелярии египетского президента Ясира Али, Египет рассчитывает "не только на восстановление особых отношений с Россией в различных областях, но и надеется на оказание Москвой необходимого влияния для решения проблем ближневосточного региона, в особенности в Сирии".

Во-вторых, во время встречи Лаврова с Брахими была определена общая позиция: искать политический выход из сирийского кризиса на основе Женевских договоренностей. Они, как известно, предусматривают прекращение огня в этой стране, диалог между официальным Дамаском и силами оппозиции, создание переходного правительства и президентские выборы. Только при таком сценарии можно сохранить ход событий в рамках международного права, не допустить распространение политического хаоса в регионе. Отметим также и тот факт, что под женевским коммюнике стоит и подпись Турции, и то, что, по словам заместителя министра иностранных дел России Михаила Богданова, Москва решила поддержать инициативу Анкары создать новый переговорный формат для урегулирования кризиса в Сирии.

Связано это с тем, что ранее созданный по инициативе Каира так называемый "исламский квартет" по сирийскому урегулированию - Египет-Иран-Саудовская Аравия-Катар - не сработал из-за отказа Саудовской Аравии действовать вместе с Ираном. Тогда, как формат Турция-Россия-Иран имеет определенную перспективу, хотя бы потому, что две страны - Россия и Турция - являются подписантами женевского документа, а Иран, в принципе, поддерживает его главные позиции. Если предложенную Турцией комбинацию поддержит и Лига Арабских стран в качестве промежуточного этапа сирийского урегулирования, то появляется шанс осуществить "дипломатический прорыв" на этом направлении. Более того, реализация инициативы Турции значительно бы укрепила ее дипломатические позиции в масштабах всего Ближнего Востока, поскольку в таком случае она получает реальный шанс внести свой вклад в план действий по урегулированию в Сирии, который сейчас готовит спецпредставитель ООН и ЛАГ Брахими.

Но одновременно предлагать разные переговорные форматы по сирийскому урегулированию и зондировать почву для вероятного размещения на своей территории ракеты Patriot - это приемы использования в политике "двойных стандартов". Итогом такой дипломатии может стать не урегулирование сирийского кризиса, а гонка вооружений, и вход в очередной внешнеполитический тупик. Потому что, как считает турецкая газета Yeni Asya, "преодолеть возникшую тупиковую ситуацию в сирийском кризисе Турция может только при достижении "баланса согласий", как на региональном уровне, так и международном уровнях. Но выставляя соседние мусульманские страны в качестве источника угрозы, Анкара не только теряет политико-дипломатическую маневренность на региональном уровне, но и все больше дрейфует в сторону объекта международной политики. Об этом как раз и предупреждает газета Usak gündem, которая считает, что если мировое сообщество станет воспринимать Турцию "только через фильтры сирийского кризиса и военно-политического противостояния с соседними странами, то ее неизбежно выведут из "игры". Это и есть, на наш взгляд, сейчас главный источник политической опасности для Турции. Выйти из этой сложной ситуации при помощи натовских ракет Patriot Турции вряд ли удастся.