Военный аналитик из США: Узбекистан договаривается с НАТО - хочет оставить себе оружие ISAF
Москва, 18 октября, 2012, 12:08 — ИА Регнум. Директор Центра военно-политического анализа Института Хадсона (США) Ричард Вейц, посетивший в прошлом месяце Узбекистан, опубликовал на страницах World Politics Review аналитический отчет о своей поездке. В статье он называет республику одной из самых влиятельных стран Средней Азии и сообщает о том, что Ташкент ведет переговоры с
В прошлом месяце мне предоставилась возможность провести неделю в Узбекистане на встрече с чиновниками правительства, учеными из исследовательских центров и университетов и другими специалистами по национальной безопасности страны. Мы обменялись откровенными оценками отношений Узбекистана с Россией, Китаем, Афганистаном и другими соседними странами, а также с Соединенными Штатами.
Судя по размеру населения и мощи своей армии, Узбекистан может стать самой влиятельной из пяти стран Центральной Азии. Кроме того, центральное расположение, обеспечивающее стране границы со всеми остальными центральноазиатскими странами, а также Афганистаном, придает Узбекистану большое геополитическое и экономическое значение, невзирая на то, что это одна из немногих стран мира, которые не только сами не имеют выходов к морю, но и не имеют соседей с доступом к морю.
Хотя в конце июня Узбекистан решил выйти из возглавляемой Москвой
Тем не менее, власти Узбекистана все больше стремятся усилить связи с Китаем, чье авторитарное правительство исторически не критиковало внутреннюю политику Узбекистана. Кроме того, Пекин предложил хорошо платить за экспорт узбекистанского природного газа, а китайские инвесторы финансируют улучшение узбекистанской инфраструктуры, связанной с производством и транспортировкой топлива. В июне 2012 года Узбекистан и Китай подписали Декларацию о стратегическом партнерстве, в которой обещались усилить связи. Отношения между Китаем и Узбекистаном в целом были хорошими, если не крепкими. Однако растущее экономическое и военное присутствие Китая в Центральной Азии может в течение следующих лет поднять партнерство на более высокий уровень.
Что касается отношений со странами Запада, тот факт, что Узбекистан позволил НАТО провозить через свою территорию неопасные грузы для войск коалиции в Афганистане, дал Ташкенту определенный рычаг воздействия на политику западных правительств в регионе. Изначально Узбекистан заморозил право на транзит в 2005 году - после того, как после резни в Андижане США выступили с критикой ситуации с правами человека в стране. После того как Узбекистан возобновил транзит грузов в 2009 году, высокопоставленные американские чиновники в сфере обороны и политики, включая госсекретаря
Права человека остаются очевидной проблемой в восстановленном партнерстве Узбекистан-НАТО, поскольку власти Узбекистана дали понять, что не изменят свою внутреннюю политику с целью рассеять опасения Запада. Представители НАТО и
Сейчас Узбекистан ведет переговоры с НАТО о том, как члены альянса могут вывезти свое боевое оснащение из Афганистана через его территорию.
Неопределенная ситуация в Афганистане очевидно вынуждает Афганистан ограничивать свои внешне-политические союзы - Ташкент пытается поддерживать или устанавливать хорошие связи с Китаем, Россией и США, а также с Казахстаном и Ираном. Узбекистанские аналитики по-прежнему продвигают свой план "6+3" по разрешению конфликта в Афганистане. Эта структура будет действовать под эгидой ООН и предпримет попытку продвижения афганского примирения и восстановления в контексте регулирования региональной безопасности. Президент Узбекистана
Однако предложение Узбекистана ставит несколько проблем для других стран. Во-первых, включение в переговоры
Еще один вопрос в сфере безопасности, поднятый в ходе моего недельного визита в Узбекистан в прошлом месяце, затрагивал региональные конфликты вокруг воды. Узбекистанские чиновники и аналитики считают достаточный доступ к питьевой воде приоритетом национальной безопасности. Острое беспокойство Узбекистана и Казахстана вызывает запланированное строительство в соседнем Таджикистане Рогунской плотины, которую власти Таджикистана считают крайне важной для использования их главного национального ресурса - гидроэнергии - для производства электричества, экономического роста, энергетической безопасности и независимости. Однако узбекистанские аналитики опасаются, что плотина сорвет их водоснабжение и сделает страну зависимой от доброй воли Душанбе, поскольку поможет Таджикистану контролировать реку Вахш, крупного притока реки Аму-Дарья, которая снабжает оросительные каналы Узбекистана.
Американские власти пытались разрядить конфронтацию, призвав стороны уважать результаты двух технических исследований
Предотвращение конфликтов между центральноазиатскими государствами особенно важно для НАТО и США теперь, когда после вывода войск их военное присутствие и региональное влияние неизбежно начнут снижаться. Укрепление экономических и других связей поможет компенсировать это, а может и помочь этим странам сдвинуть их внутренний экономический и политический курс, а также курс в отношении прав человека, ближе к западному мэйнстриму.