Виген Акопян: Стоит ли России становиться на "внешнеполитические весы" Грузии
Москва, 14 октября, 2012, 21:17 — ИА Регнум. Министр юстиции Киргизии Алмазбек Шыкмаматов 12 октября встретился с послом Грузии в Бишкеке Давидом Мумладзе. Стороны, согласно официальному сообщению, говорили об особенностях перехода к парламентской форме правления, а также обсуждали итоги прошедших в Грузии парламентских выборов. Для Киргизии эти вопросы весьма актуальны, поскольку в последние годы она волей-неволей превратилась в основного и чуть ли не единственного импортера "грузинских реформ".
Украина Януковича законсервировала этот процесс почти так же основательно, как
В реальности, Грузия ничего Украине дать не могла и не сможет. Не только потому, что украинская внутренняя и внешняя повестки кардинальным образом отличаются от грузинских реалий, но и по той простой причине, что "фасадные реформы" Саакашвили требовали постоянного финансирования и внешнего консалтинга. Януковичу сейчас явно не до "косметики". Объем макроэкономических проблем Украины внушает уважение - косметическими средствами прикрыть их вряд ли возможно. Киев в тисках стратегических вопросов, в основе своей лежащих в плоскости энергетических взаимоотношений с Россией. Здесь видно, как украинская правящая элита пытается расширить внешнеполитическую географию в поисках партнеров - от Китая до ближневосточных монархий. Демократическая мишура с усугублением экономической ситуации Киевом будет и вовсе отброшена, поскольку кроме нее Запад ничего внятного так и не предлагает. А время не терпит.
В Киргизии дела обстоят иначе. Она меньше и проблемы ее стоят дешевле украинских. Пережив крупнейшие политические потрясения, киргизская политическая элита обнаружила, что тотальная зависимость страны от конфликтующих друг с другом внешних игроков лишь усугубилась. Любой новый киргизский лидер будет вынужден выжимать всевозможные дивиденды из "борьбы титанов", пытаясь разложить на балансные весы собственный маломощный потенциал оперативного влияния. Пока у киргизов это получалось хуже всех среди постсоветских республик, отсюда и череда внутренних дестабилизаций.
К советам американцев в Бишкеке будут и впредь внимательно прислушиваться, тем паче, что те обзавелись новой важной приманкой - арестовали и вывезли из Великобритании сына
Дело сейчас не в Киргизии - ее министр юстиции сам следит за ситуацией в Грузии, где, как выражаются грузинские эксперты и политики, идет процесс "транзиции власти". При этом, как и в предвыборный период, главная тема текущих политических дебатов - каким образом Грузия будет выстраивать отношения с Россией? Этот вопрос продолжает волновать широкие слои грузинского общества на подсознательном уровне, несмотря на многолетние усилия Саакашвили по его деактуализации.
Но сначала о будущей политике Иванишвили на западном направлении. Здесь как раз вопросов никаких нет. По поручению Саакашвили, секретарь Совета национальной безопасности Грузии
Еще раньше заверения в неизменности курса на вступление в НАТО Иванишвили дал самим американцам. За неделю до встречи с Бокерия его навестили американские военные (интерес США колоссален - к грузинскому миллиардеру приехала делегация во главе с командующим силами ВМС в Европе Джоном Пакстоном), видимо, чтобы поддержать демократический процесс, а также призвать "в кратчайший срок восстановить сотрудничество с новым правительством". У американцев свои причины для спешки.
Иванишвили отметил ту "особую роль, которую сыграли США в формировании вооруженных сил Грузии" и приближении их к стандартам НАТО, а также пообещал, что Грузия быстрыми темпами, реально начнет развивать демократические институты, что ускорит процесс ее интеграции в НАТО. "Одной военной подготовки для членства в НАТО недостаточно, и мы намерены быстро пойти вперед и реально, а не фасадно, как это делало нынешнее правительство, создать демократические институты, а это поможет нам в скором времени стать членами НАТО", - заявил Иванишвили.
С НАТО все ясно. У Иванишвили и Саакашвили здесь полный консенсус. Как же новое грузинское правительство намеревается восстанавливать отношения с Россией?
Команда будущего премьера и в этом направлении действует напористо, видимо, рассчитывая на быстрые результаты. Представители коалиции уже вливаются в переговоры в рамках формата Женевских дискуссий (сформирован по послевоенному плану Медведев-Саркози). И сами эти дискуссии вдруг неожиданно обрели второе дыхание и некоторую конкретику - на повестке ключевой, как определили в МИД России, вопрос о "заключении двусторонних юридически обязывающих соглашений о неприменении силы между Абхазией и Южной Осетией с Грузией".
Соратник Иванишвили, участвовавший в переговорах, известный эксперт и кандидат на пост государственного министра Грузии по урегулированию конфликтов
Ключевое противоречие здесь в том, что Тбилиси не шел и вряд ли пойдет на подписание двусторонних документов с Абхазией и Южной Осетией, настаивая на том, что Россия "оккупировала" эти регионы и установила там "марионеточные режимы". Правительство Иванишвили, по всей видимости, будет и дальше настаивать на подписании соглашения о ненападении, но с самой Россией, что абсолютно неприемлемо для Москвы. Прямые соглашения Тбилиси с Сухумом и Цхинвалом станут формальным признанием их суверенитета. Интересно, что примерно перед такой же дилеммой стоит сегодня Сербия, которую Запад понукает к расширению двусторонней договорной базы с Косово... Так что, "Косовский прецедент" работает и поныне.
Еще одним "жестом доброй воли" со стороны Грузии может стать отказ от прямых обвинений России в оккупации ее территорий. Как заявил Закареишвили, "стратегию в отношении оккупированных территорий и принятый нынешними властями Грузии закон об оккупированных территориях следует пересмотреть и внести в них определенные изменения".
Таким образом, новая грузинская власть надеется разблокировать отношения с Россией, всего лишь убрав из риторики наступательные формулировки. Лидер коалиции "Грузинская мечта" Бидзина Иванишвили 5 октября выразил надежду, что сможет быстро восстановить "торговые и культурные взаимоотношения с Россией и открыть для грузинской продукции российский рынок". Кроме торговых вопросов, Грузию интересует восстановление ее территориальной целостности. Здесь Иванишвили предлагает практически то же самое, что и проигравший выборы Саакашвили - "реинтеграцию" путем "восстановления доверия" и "создания условий, которые сделают Грузию притягательной для абхазов". Стратегическая задача Грузии неизменна - восстановление территориальной целостности и вступление в НАТО.
То, что текущие устоявшиеся при Саакашвили стратегические приоритеты Грузии новым правительством страны пересматриваться не будут, было ясно еще во время предвыборной кампании. В прошлой статье "США сливают Саакашвили" была предпринята попытка проанализировать причины поражения партии
Лидер партии "Свободная Грузия"
Но для России дело не в тональности. Фактор Саакашвили связан не столько с его тональностью, сколько с той политикой, которую он проводит. В годы его правления Грузия превратилась в серьезного проводника американских интересов в регионе (Закавказье - Северный Кавказ) и на постсоветском пространстве в целом. Как представляется, новые грузинские власти намерены проводить ту же политику, только делать это в "другой тональности".
Между тем, для России важно, чтобы Иванишвили и его команда публично декларировали отход от основных ориентиров Саакашвили. Движение Грузии в сторону членства в НАТО - неприемлемый процесс с точки зрения интересов России, даже с учетом малых шансов Тбилиси на успешное преодоление этого пути. Диалог с новым грузинским правительством по важным для него же вопросам торгово-экономического и гуманитарного сотрудничества, развяжет руки правящей команде Иванишивли, в том числе и в антироссийском внешнеполитическом движении. Появление в Закавказье страны-члена НАТО полностью видоизменит стратегическую расстановку в регионе, повлияв на позиции России в Армении и Азербайджане - во всем Черноморско-Каспийском регионе.
Москве необходимо дать понять победителям грузинской избирательной кампании, что какая-либо интеграция на равноправных основах с Абхазией и Южной Осетией возможна исключительно в рамках евразийского интеграционного процесса, а не усилий по расширению зоны влияния НАТО. Да и то с согласия Сухума и Цхинвала.
А что касается тональности, то Грузия должна понимать, что находится в чрезвычайно конфликтном регионе, эскалация ситуации в котором, судя по событиям на Ближнем Востоке, может наступить весьма быстро и неожиданно. В этой ситуации правительству Иванишвили кровно необходимо выстраивать поле для внешнеполитического баланса. И если для весьма сильно зависящей от России Киргизии сейчас важно усиливать влияние США, то Грузии кровно необходим нормальный диалог с Москвой. Может именно поэтому посол Грузии в Киргизии Мумладзе акцентировал "актуальность киргизского опыта"?
На каких условиях можно вернуть Россию на "грузинскую чашу весов"? Вот над чем должны думать в Грузии. Для России же важнее другое - убрать с другой чаши угрозу вступления Грузии в НАТО, которая может быть реализована американцами и только ими при том или ином развитии ситуации на Ближнем Востоке - вокруг Сирии и Ирана.