Одной из главных причин смены религии жителями республики - традиционно православными русскими или кряшенами - является слабость миссионерской работы Татарстанской митрополии РПЦ. Об этом было заявлено на круглом столе Казанского экспертного клуба, прошедшем в Казани 10 октября.

По словам руководителя Приволжского центра региональных и этнорелигиозных исследований РИСИ Раиса Сулейманова, впервые о "русских мусульманах" заговорили после войны в Афганистане, когда некоторые советские солдаты, попавшие в плен к фундаменталистам, приняли ислам. Это даже нашло отражение в российском кинофильме "Мусульманин" (1995).

Попытки внести в общественно-политическое пространство "русских мусульман" предпринимались в начале 2000-х годов. Именно тогда получил известность проект "Русский ислам", лоббируемый Сергеем Градировским при поддержке тогдашнего полпреда президента России в Поволжье Сергея Кириенко. Со стороны части "русских мусульман" предпринимались попытки самоорганизации, что вылилось в появление Национальной организации русских мусульман (НОРМ) во главе с Вадимом Сидоровым, более известным как Харун ар-Руси. При этом члены этой организации выбрали своей богословской основой ислам маликитского мазхаба, распространенный, преимущественно, в Северной Африке.

"Это стало ярким примером того, что русские мусульмане исповедуют экзотические для России течения ислама. Ведь для нашей страны традиционными являются ханафитский (Урало-Поволжье) и шафиитский (Северный Кавказ) мазхабы", - считает Сулейманов. Он также отметил, что нередко русских неофитов-мусульман привлекает не столько религиозно-правовая школа Магриба, сколько радикальные формы ислама, в частности, ваххабизм, делающий основной упор на джихад и терроризм. Наиболее известными террористами в России стали именно представители "русских мусульман": Александр Тихомиров (Саид Бурятский), Виктор Двораковский, Виталий Раздобудько, Алла Сапрыкина и др.

"3000 русских активно верующих мусульман России в процентном отношении дали гораздо больше террористов, чем 5 миллионов татар, традиционно исповедующих ислам", - заметил Сулейманов. Были даже муфтии, русские по происхождению, однако ставшие приверженцами ваххабизма: например, экс-муфтий Северной Осетии Али (Сергей) Евтеев. Он в свое время признался, что ездил к боевикам и проходил военно-полевую и идеологическую подготовку в лагерях кавказских террористов.

Те же православные священники, которые приняли ислам, сделали это, по мнению Сулейманова, из карьерных соображений. Они, как правило, также придерживаются нетрадиционных для России течений. Ярким примером является Вячеслав Полосин, бывший священник Калужской епархии РПЦ, который сегодня возглавляет центр "Аль-Васатыйя". Есть и известные телеведущие, которые позиционируют себя как православные, но являются криптомусульманами, выступающими в поддержку салафитов (Максим Шевченко).

Председатель Общества русской культуры Казани Михаил Щеглов выступил с докладом "Русские мусульмане и русское национальное движение". По словам докладчика, главными причинами в смене вероисповедания для русских является юношеская протестность, а также тезисы "не нашел в православии ответов", "не нравится православное духовенство", "не нравятся православные каноны и ритуалы", "нет крепости веры у православных", "православным быть не модно и даже опасно". На вопрос "Почему вы выбрали ислам?" у респондентов был следующие ответы: "быть мусульманином выгодно в Татарстане и Дагестане, это помогает карьере", "мода", "общение с мусульманами", "внешняя привлекательность (ритуалы)", "ислам понятен и логичен", "ислам научен".

"Нередко либеральными и русофобскими СМИ сознательно создается негативный образ русских, в результате чего они ассоциируются с "алкашней", "быдлом" и "терпилами", а мусульмане позиционируются как здоровое общество", - заявил Щеглов. Однако, по его мнению, "русский мусульманин" не станет никогда "своим" для этнических мусульман, а вот для русского общества он перестает быть русским. Вследствие этого новообращенный стремится проявить религиозное рвение, стать "большим мусульманином, чем сам муфтий", а это прямой путь к радикализации.

Научный сотрудник Приволжского центра региональных и этнорелигиозных исследований РИСИ Василий Иванов привел результаты соцопроса, в котором приняло участие 5.176 человек, Из них 14% отнеслись к исламским неофитам из числа русских нейтрально, 1,8% - приветствовали их выбор, 32% опрошенных отнеслись отрицательно, но считают, что это их личное дело, 41% называют таких русских "предателями русского народа".

"Были опрошены, в том числе, и этнические мусульмане-татары, которые, как выяснилось, относятся к принятию русскими ислама отрицательно", - заявил эксперт. "Русская православная церковь следует византийской традиции, согласно которой сменившие православие на ислам - это вероотступники. Те же православные священники, что перешли в ислам, в частности, Вячеслав Полосин, Владислав Сохин, получили со стороны опрошенных крайне нелицеприятные отзывы вплоть до "иуд" и "предателей".

При этом Иванов отметил, что если принятие ислама произошло в плену, то к таким отношение более снисходительное. Точно так же относятся респонденты к женщинам, принявшим ислам в результате брака с мусульманином.

Докторант университета Тарту (Эстония) Мария Вятчина провела социально-антропологическое исследование "русских мусульман" молодого поколения (до 30 лет) в Татарстане. По ее мнению, принятие ислама у них происходило из конъюнктурных соображений ("Быть мусульманином в Татарстане помогает карьере"), в результате брака (в большинстве своем это женщины), духовных исканий или личной трагедии (смерти близкого родственника). "Принятие ислама - это часть имиджестроительства, которое выражается в смене дресс-кода (ношение хиджаба) и фейс-кода (борода и др.)", - отмечает исследователь. По словам Вятчиной, "русские мусульмане" не находят понимания со стороны своих родственников, а со стороны русского населения испытывают дискриминацию.

Преподаватель КНИТУ, теолог Сергей Кульпинов отметил, что там, где ислам не имеет длительной исторической традиции, начинают доминировать радикалы. "Это мы видим и в Европе и на российском Дальнем Востоке. В результате русские принимают именно агрессивные формы мусульманской религии", - считает эксперт. По его мнению, любой неофит воспринимает новую религию не как способ жить, а как способ умирать - его волнует именно эсхатологическое содержание новой веры.

"Принимая ислам, русский теряет или размывает свою национальную идентичность: "таджикский" ислам на Дальнем Востоке - это "таджикизация" русских жен", - полагает теолог, добавляя, что нет адекватной православной критики исламского неофитства.

Аспирант Института истории Академии наук Татарстана Булат Шагеев считает, что увеличение "русских ваххабитов" происходит в тюрьмах и колониях при совместном содержании с религиозными экстремистами. Группой риска, по словам исследователя, является русская молодежь в возрасте от 18 до 30 лет.

Историк из Казанского федерального университета Дмитрий Орлов отметил, что русские неофиты после принятия ислама подвергаются "бомбардировке любовью и заботой" со стороны общины, что редко можно наблюдать в православных приходах Татарстанской митрополии. Православный священник протоирей Олег (Соколов) рассказал, что когда он сталкивается с "русскими мусульманами", то напоминает, что "тот, кто отрекается от Христа, тот совершает великий грех, и отвечать ему за это придется перед Богом".

Подводя итог, все без исключения докладчики согласились, что причиной "русского мусульманства" в Татарстане является слабая миссионерская работа РПЦ. "В итоге русская или кряшенская молодежь Татарстана уходит в неопротестанские западные секты от иеговистов до сайентологов, в неоязычество или в ислам, зачастую радикального толка", - констатировал ведущий. В этом плане у экспертов остаются надежды на изменение политики РПЦ в Татарстане и смену руководства митрополией, поскольку именно пассивная позиция митрополита Казанского и Татарстанского Анастасия (Меткина) во многом привела к подобным последствиям.