НАТО не отвечает национальным интересам Казахстана: исследование
Москва, 2 октября, 2012, 13:53 — ИА Регнум. ООН, ШОС,
"Несмотря на то, что в условиях современного мирового порядка ООН все больше утрачивает роль арбитра в отношениях между входящими в нее странами и ее ключевые цели и задачи носят формальный характер, она была и остается единственной организацией глобального масштаба с охватом практически всех аспектов деятельности мирового сообщества". "Для Казахстана ООН является хорошей площадкой, где он может поднимать наиболее важные для себя вопросы и выгодно позиционировать себя на международном уровне", - отмечается в сообщении.
В то же время, указывается в исследовании, ШОС и ОДКБ, скорее всего, рассматриваются Казахстаном с точки зрения наиболее потенциальных гарантов его национальной безопасности, с которой, в свою очередь, связана и защита национальных интересов республики.
"ТЮРКСОЙ является для Казахстана одним из ключевых механизмов обеспечения его взаимодействия с другими тюркоязычными странами. Причем он получил свое политическое дополнение в лице созданного в 2009 году Совета сотрудничества тюркоязычных государств". "Наконец, что касается
При этом, менее всего отвечающими национальным интересам Казахстана признаны действующие под эгидой Организации Североатлантического договора (
Примечательно также, что практически ни одна из рассматриваемых международных и межгосударственных организаций не оказывает заметного влияния на внутреннюю политику Казахстана.
"Наибольшие выгоды в данном случае респонденты наблюдают в контексте присутствия Казахстана в ШОС и
В свою очередь, наименьшие внутриполитические выгоды Казахстан имеет в рамках своего участия в ОЭС и институтах НАТО. Судя по всему, специфика общей деятельности данных международных организаций и сравнительно небольшой уровень участия Казахстана в их работе не позволяют ОЭС и НАТО влиять на его внутреннюю политику.
"В сфере внешней политики наибольшие выгоды Казахстану дает его участие в ООН, ШОС и ОДКБ, что объясняется отмеченными выше моментами. Наименьшие же внешнеполитические преимущества Казахстан имеет от своего участия в ОЭС и ТЮРКСОЙ". "Это обстоятельство обусловлено характером деятельности данных международных организаций, касающейся соответственно экономических и культурных вопросов", - поясняется в исследовании.
Экономическое сотрудничество в многостороннем формате отмечено максимальными выгодами для Казахстана в рамках его участия в Евразийском экономическом сообществе (
Второе место ШОС в данном рейтинге, скорее всего, обусловлено не столько ее общим потенциалом и наличием в ней Региональной антитеррористической структуры (РАТС), сколько совокупным объемом гарантий безопасности, которые в рамках двустороннего взаимодействия готовы предоставить Казахстану доминирующие в данной организации Китай и Россия. ООН, несмотря на свой глобальный уровень и наличие в ее распоряжении такого важного инструмента для поддержания мира и международной безопасности, как миротворческие силы, отнесена респондентами на третье место после ОДКБ и ШОС. Это демонстрирует предпочтение Казахстаном региональных механизмов обеспечения безопасности международным. Следует отметить, что из рассматриваемых международных и межгосударственных организаций, чья деятельность в той или иной степени связана с вопросами обеспечения безопасности, последнее место заняло Содружество Независимых Государств (
Безусловными лидерами с точки зрения выгод культурно-гуманитарного сотрудничества для Казахстана стали Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) и ТЮРКСОЙ.
В итоге, с учетом средневзвешенного индекса оценки сотрудничества Казахстана с исследуемыми международными и межгосударственными организациями наибольшие выгоды общего характера республика получает в отношениях со следующими из них:
ООН и ОДКБ - по 19,46 баллов;
ШОС - 18,91 балл;
СНГ - 17,12 баллов;
ОБСЕ и Таможенный союз / ЕЭП - по 17,06 баллов.
"Попадание СНГ в этот перечень соответствующих организаций объясняется тем, что по всем рассматриваемым позициям, за исключением сферы безопасности, его оценки не вышли на уровень ниже среднего. "При этом нужно отметить сравнительно высокую оценку взаимодействия Казахстана с СНГ по культурно-гуманитарной линии учитывая, прежде всего, фактор беспрепятственного передвижения граждан стран-участниц СНГ по территории друг друга", - подчеркивают исследователи.
"Отмеченную выше позицию ОБСЕ, скорее всего, следует связать с тем, что с завершением работы Казахстана в председательской тройке этой организации в 2009-2011 гг. приоритеты республики на международном уровне сместились в сторону других внешнеполитических партнеров". "Примечательно, что на одном уровне с ОБСЕ оказались интеграционные образования в лице Таможенного союза и ЕЭП. Хотя участие в них является сегодня одним из наиболее ключевых направлений внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности Казахстана. Тем не менее, по определенным вопросам торгово-экономического взаимодействия в рамках Таможенного союза и ЕЭП пока не наблюдается положительного для нашей страны решения. К тому же отрицательный фон в отношении них также создают недавние критические высказывания некоторых официальных лиц Казахстана относительно продвигаемой Россией идеи создания Евразийского парламента", - говорится в исследовании.
Самые низкие позиции в общем рейтинге заняли:
ОЭС - 13,36 баллов;
Совет Евро-Атлантического партнерства и программа "Партнерство во имя мира" НАТО - 14,34 балла;
СВМДА - 14,43 балла.
В целом, результаты настоящего исследования демонстрируют необходимость:
- тщательного стратегического планирования внешнеполитического курса Казахстана в процессе его участия в различных международных и межгосударственных организациях и интеграционных проектах, включая четко обозначенные цели и задачи на кратко-, средне- и долгосрочную перспективу и прогнозируемые результаты их осуществления;
- обсуждения планов и перспектив вступления Казахстана в определенное международное или межгосударственное образование (в частности, во
- обеспечения максимального соответствия участия Казахстана в тех или иных организациях и проектах в многостороннем формате его национальным интересам.