Первого октября в Грузии пройдут выборы в парламент страны. И уже нет никаких сомнений, что основная борьба развернется между правящей партией "Единое национальное движение" и оппозиционной коалицией "Грузинская мечта", во главе которой стоит известный олигарх-миллиардер Бидзина Иванишвили. На фоне этого противостояния несколько поблекли и отошли в тень лидеры целого ряда политических сил, такие, как экс-спикер Нино Бурджанадзе или экс-посол Грузии при ООН Ираклий Аласания, еще недавно выглядевшие самостоятельными игроками политического поля, а ныне вынужденные составить альянс с олигархом.

Недавний "тюремный скандал", ставший причиной отставки ряда высокопоставленных чиновников, сильно накалил обстановку в обществе. Многолюдные протестные акции следуют одна за другой, что заставляет говорить о возможности масштабного гражданского противостояния. Власть, в свою очередь, пытается представить происшедшее как "заговор оппозиции", которая вступила в сделку с бежавшими из страны криминальными авторитетами и обещает последним, в случае победы на выборах, "восстановить их роль и влияние".

В частности, прокурор Муртаз Зоделава сообщил, что французская жандармерия передала грузинской стороне материалы о встрече экс-госминистра Георгия Хаиндравы с грузинскими "ворами в законе" в городе Крессель. Сообщается, что французы, якобы, владеют и другими материалами о встречах грузинских оппозиционеров с представителями криминального мира, и эти данные "указывают на готовившийся заговор против грузинского государства". В свою очередь Париж выразил недоумение по поводу обнародования грузинскими властями информации, составляющей тайну следствия. Французам невдомек, что Саакашвили использует все возможные ресурсы в острой внутриполитической борьбе.

В складывающейся обстановке особое значение как для властей, так и для оппозиции приобретает позиция национальных меньшинств, особенно - армян и азербайджанцев, которые, в совокупности, составляют не менее 12% населения Грузии. Их голоса могут сыграть решающую роль в ходе предстоящих выборов. Обе стороны отлично это понимают. Центризбирком уже объявил, что для жителей районов с компактным проживанием армян и азербайджанцев (Самцхе-Джавахети и Квемо-Картли соответственно) будут напечатаны специальные бюллетени на национальных языках.

Оппозиция, не имеющая административных рычагов, лишена возможности конкретных действий и больше упирает на различные обещания. Однако даже в этом случае отнюдь не все высказывания оппозиционных активистов представляются продуманными.

Так, недавно в телеэфире представитель "Грузинской мечты" Шалва Хачапуридзе заявил, что "Грузия должна быть для грузин. Некоторые стесняются говорить об этом, но Батуми уже превратился в турецкий город, Тбилиси - в город армян". Эти слова, живо напомнившие идеологию, господствовавшую в годы президентства первого грузинского лидера Звиада Гамсахурдиа, произвели крайне негативный резонанс. Хачапуридзе, как и сам Бидзина Иванишвили, вынуждены были оправдываться. При этом Иванишвили объяснил высказывание своего соратника его "молодостью и неопытностью" и назвал Грузию страной, которая многие государства может научить толерантности. В любом случае, осадок остался.

Насколько можно понять, армянские и азербайджанские организации по-разному относятся к предстоящим выборам. Действующий в Самцхе-Джавахетии союз армянских общественных организаций "Еркир" призвал избирателей этого края использовать все возможности, требуя решения насущных политических, социально-экономических и культурных проблем как от кандидатов власти, так и оппозиции. Причем если в течение последних десяти лет армяне не были представлены в пропорциональных списках оппозиционных сил, то теперь в списке "Грузинской мечты" есть две армянские фамилии. Еще трое включены в список правящего "Единого национального движения". Учитывая кандидатов от мажоритарных округов, можно с уверенностью говорить о том, что армяне, как всегда, будут представлены и в новом грузинском парламенте.

Несомненно, в депутатском корпусе будут и представители азербайджанского меньшинства, однако в данном случае может возникнуть проблема с избирательской активностью. Дело в том, что на днях с призывом к бойкоту выборов выступил руководитель Конфедерации тюрков Грузии Дашгын Гюльмамедов. По его словам, Конфедерация приняла решение не оказывать поддержки ни партии власти, ни коалиции Бидзины Иванишвили. "И власть, и оппозиция всегда использовали азербайджанцев Грузии только во время выборов. На этот раз такого не будет. Подавляющая часть азербайджанцев Грузии бойкотирует предстоящие 1 октября парламентские выборы. Они не будут голосовать ни за кого. Мы уже сделали устное обращение к населению Борчалы (азербайджанское название региона Квемо Картли - ред.)", - сказал Гюльмамедов. По его мнению, участие азербайджанцев в выборах, за кого бы они ни голосовали, ничего не даст, поскольку выдвинутые властью и оппозицией кандидаты не представляют интересов азербайджанского населения страны.

Впрочем, не секрет, что как армянские, так и азербайджанские организации в той или иной степени реагируют на импульсы с исторической родины. И в этом смысле грузинская власть может рассчитывать на определенную (очень осторожную и, разумеется, негласную) поддержку и Еревана, и Баку, для которых отношения с Тбилиси достаточно важны. По территории Грузии проходят основные транспортно-энергетические коммуникации, обеспечивающие, например, 70% армянского внешнего товарооборота и львиную долю в поставках азербайджанских энергоносителей на экспорт.

Это понимают и лидеры оппозиции. Так, выступая на предвыборном митинге в Зугдиди, Бидзина Иванишвили заявил, в частности, что коалиция "Грузинская мечта" рассматривает вопрос о восстановлении железнодорожного и автомобильного сообщения с Абхазией. Для всех ясно, что в случае сохранения нынешних властей этот вопрос, имеющий немалое значение для западных регионов самой Грузии, и еще большее - для блокированной со стороны Турции и Азербайджана Армении - ни за что не решится. Наблюдатели в Ереване сразу отметили, что если это заявление выйдет за рамки обычной предвыборной агитации и будет осуществлено, это станет шагом по выводу Армении из транспортной и геополитической блокады, поскольку будет восстановлено прямое железнодорожное сообщение с Россией и иными государствами.

Если в предыдущие годы позиция основных национальных меньшинств на выборах общенационального уровня была, в целом, заранее предопределена и известна (большинство голосов отдавалось правящей на данный момент силе), то одной из особенностей предстоящего 1 октября голосования будет отсутствие подобной жесткой детерминированности подходов. И это обстоятельство привносит в и без того многозначную предвыборную интригу еще один непредсказуемый элемент.

Анна Леванишвили, Тбилиси