Второе по счету покушение на известнейшего суфийского шейха Дагестана Саида-эфенди Чиркейского (Ацаева) закончилось его гибелью. Вечером 28 августа убит один из самых известных людей постсоветского Дагестана, книги и записи проповедей которого можно найти в большинстве махачкалинских книжных магазинов, а фотографию - на экранах мобильных многих дагестанцев. Человек, чей исламский авторитет был непререкаем вовсе не только в родном селе Чиркей, но и в ряде горных районов республики. Наконец, духовный наставник большей части руководства Духовного управления мусульман Дагестана.

Ближайшая реакция на гибель шейха вполне предсказуема: в Дагестане чиновники будут говорить о важности мира и об угрозе ему, в Москве - о необходимости борьбы с террором на Кавказе. Зато в дагестанской блогосфере о случившейся трагедии уже пишут как о вовсе не "рядовом" убийстве (увы, словосочетание "рядовое убийство" уже не выглядит диким в сегодняшнем Дагестане). Пишут о "лавине", которую может вызвать это преступление.

Такие оценки понять можно. Обычно, когда в российских регионах совершаются покушения на местных исламских лидеров, дело сводится к противостоянию "официального" ислама, близкого региональному Духовному управлению, и бандподполья. Однако в Дагестане расклад на порядок сложнее. Там помимо Духовного управления мусульман Дагестана (ДУМД) и "лесных" есть большое количество лидеров и общин, существующих легально, но не подконтрольных ДУМД. Одна из причин этого положения - полемика вокруг суфизма, направления ислама, которое доминирует в ДУМД, но не является общепринятым для мусульман региона. Убийство Саида-эфенди, наиболее заметного представителя суфизма, наверняка потянет за собой попытки спровоцировать серьезное противостояние по этой линии, то есть вовлечь в смуту тысячи и тысячи верующих. Учитывая растущую социальную роль ислама в Дагестане, такой результат будет гибельным для региона в целом.

На первый взгляд, выгодоприобретателями такого развития событий будут оппоненты и конкуренты нынешнего главы Дагестана. Но заказчиков я бы среди них не искал: уж очень трудно предположить, что кто-то из них захочет возглавить регион, если предварительно удастся запустить в нем описанный только что сценарий.