Казалось бы, незыблемый этнократический строй в Латвии дал сильную трещину и стал медленно рассыпаться. Начало этому процессу положил состоявшийся в феврале этого года референдум о предоставлении русскому языку статуса второго государственного. За изменение статуса русского языка проголосовали все русские, многие латгалы и представители национальных меньшинств. Референдум не завершился удачей только в силу того, что две пятых русских были лишены ныне правящей латышской элитой прав гражданства еще в 1991 г.

Правящая латышская бюрократия крайне испугалась референдума и изначально пыталась остановить его силовым путем. За разрешением на такого рода действие она обратилась к своим кураторам из Вашингтона. Однако, умудренные богатым опытом управления межэтническими конфликтами по всему миру, американцы ответили недвусмысленным отказом. Портить отношения с Россией в угоду корыстным интересам латышской этнократии они не захотели. Посол США в Латвии Д.Гарбер летом 2011 г. заявила, что референдумы это наивысшая форма проявления демократии и народ (имелись в виду латвийские русские) имеет право их проводить.

Ястребы в составе правящей коалиции не успокаивались и непосредственно перед референдумом вновь запросили разрешения на проведение репрессий против активистов сопротивления этнократическому режиму. Разбираться с ситуацией на месте приехал сам директор ФБР Р.Мюллер. Он провел закрытое совещание в Риге с высшим латвийским руководством и объяснил ему, что США не собирается ссориться с Россией из-за неумения латышской бюрократии управлять страной демократическим путем. На совещании официальная Рига получила от старого служаки простой, но доходчивый совет - лучше учить материальную часть, то бишь принципы организации демократического управления обществом.

Процесс демократизации общественной жизни, между тем, стал набирать обороты. Русские активисты начали собирать подписи за проведение референдума по предоставлению гражданства всем латвийским негражданам. Латышское чиновничество придумало тогда поднять барьер для инициации референдумов на недосягаемую для простого народа высоту. В Сейм был подан соответствующий законопроект.

Идея со сворачиванием демократических процедур в Латвии не очень понравилась американцам. В конце июня сг. в Ригу приезжала Госсекретарь США Х.Клинтон. Во время встречи с представителями неправительственных организаций в Латвийском университете она заявила, что русских надо допустить во власть и интегрировать в состав единой латвийской политической нации. Правящая национал-радикальная коалиция отнеслась к советам госсекретаря с высокомерием и все же провела ограничивающий возможности проведения референдумов законопроект через Сейм. Зато президент А.Берзиньш советы верных заокеанских друзей услышал и вернул одиозный законопроект обратно в Сейм, на доработку. Депутаты Сейма из правящей коалиции внесли в законопроект декоративные изменения и вновь отправили его на утверждение президенту. А.Берзиньш проявил силу характера и вторично вернул его в высший законодательный орган страны.

В этих непростых условиях ястребы в латвийском руководстве вновь вытащили на свет идею решения всех накопившихся этнических проблем в стране силовым путем. Для реализации этой идеи надо было как-то сбить с толку американцев, убедить их в том, что этнократический режим в стране рушится не сам по себе, а под влиянием России. Набор приемов дезориентации Вашингтона у латвийских ястребов был невелик, но они смело решили его испробовать.

В марте министр иностранных дел Э.Ринкевич принял решение о включении российских историков А.Дюкова и В.Симиндея в список не въездных "за ведение подрывной деятельности". Вся подрывная деятельность этих исследователей заключалась в публикации книг и организации выставок о преступлениях латышских легионов войск СС в годы Второй мировой войны. Однако доказывать, что историки в чем-то погрешили против истины латвийские власти не посчитали нужным, раз в руках у них была дубина запрета на въезд в страну. Российский МИД на этот ход официальной Риги ничем не ответил.

Добившись первого успеха, Э.Ринкевич в начале августа совершает второй шаг - включает в "черный список" двух российских журналистов М.Колерова и И.Павловского. Обвинение было стандартным - "за ведение подрывной деятельности". Поводом для примерного наказания журналистов стала их поездка в июне сг. в г.Даугавпилс и презентация книги М.Колерова "Пульсирование империй". Книга представляла собой безобидный для латвийского общественного сознания сборник старых статей М.Колерова и презентация ее прошла очень корректно. Однако в начале августа в соседнем с Даугавпилсом городе Резекне планировалось проведение Третьего всемирного съезда латгальцев. В рамках этого съезда должна была проходить конференция с очень показательным названием "Латгалия в составе независимой Латвии; возможности для развития или для уничтожения". Латгалы были недовольны тем, что их край приходит в запустение, а его население стремительно исчезает и намеревались в своем кругу обсудить накопившиеся проблемы. Латышская бюрократия решила использовать известную логическая уловку post hoc ergo propter hoc - после этого значит по причине этого. Визит российских журналистов был представлен в латышских СМИ как подогрев Россией сепаратистских настроений в Латгалии. Российский МИД вновь ограничился выражением недоумения по поводу решения латвийских властей. Ястребы могли продолжать свою игру.

Решение о запрете въезда в Латвию М.Колерова и И.Павловского было принято как раз в канун приезда в Латвию нового посла США М.Пекало. Расчет был на то, что новый посол сразу не сориентируется в ситуации и с ходу подключится к развязанной в латышской прессе антироссийской кампании. М.Пекало оказался человеком достаточно профессиональным и хорошо информированным, а поэтому прямо в аэропорту заявил, что хочет сам разобраться с проблемами национальных меньшинств в Латвии. Запрос Э.Ринкевича на антирусский и антироссийские демарши повис в воздухе.

Тогда к кампанию дезориентации американцев включился министр обороны Латвии А.Пабрикс. 17 августа он обратился с письмом в Полицию безопасности с просьбой оценить деятельность "Русского общества в Латвии". Министр выказал желание закрыть эту небольшую общественную организацию за то, что она осмелилась подготовить к печати материал "Великая Отечественная война на карте Латвии". В этом материале члены латышских легионов войск СС воевавшие против Красной Армии в годы войны и уничтожавшие мирное латвийское население в рядах отрядов "лесных братьев" сразу по ее окончанию были названы нацистами. Будучи доктором политологии и дипломированным историком, А.Пабрикс не нашел аргументов против подобного рода утверждений и поэтому обратился за помощью в тайную политическую полицию. Благо, последней не над было приводить общественности какие-либо доводы для объяснения своих действий.

Полиция безопасности и ранее пыталась принять участие в играх национал-радикалов. Пару месяцев назад она завела уголовное дело на журналиста А.Гильмана, также "за подрывные идеологические действия". Журналист, на основе воспоминаний членов своей семьи, осмелился опубликовать статью, в которой утверждалось, что репрессии 17 июня 1940 г. носили социальный характер, а также то, что как среди их организаторов, так и среди жертв были люди разных национальностей, в том числе латыши. Однако А.Гильман оказался очень неудобным объектом для уголовного преследования - еврей, политически репрессированный и с чувством собственного достоинства. К тому же, на защиту журналиста- вольнодумца поднялась общественность - более двухсот человек подписалось под его "преступной" статьей, опубликованной на интернет портале ИМХОклуб (http://www.imhoclub.lv/material/donos-na-imhoklub). Уголовное дело на А.Гильмана тихо спустили на тормозах, а ему на смену стали искать более достойную фигуру на показательную посадку.

Свежей крамолы латвийским рыцарям плаща и кинжала найти не удалось и поэтому они обратились к материалам полугодовой давности. Журналист Сергей Малаховский на принадлежащем лично ему сайте под громким названием "Портал Русской община Латвии" еще в в январе месяце, то есть в самый разгар кампании по сбору подписей за языковой референдум, опубликовал статью под названием "Размышления о национальнейшем из патриотизмов"(http://baltijalv.lv/news/read/18322). Автор этой статьи, выступивший под псевдонимом Алфред Крумин, напоминал читателям о том, что в годы советской власти латыши поголовно признавали ее легитимность и ни в коей мере не испытывали той этнической дискриминации, что проводит нынешняя латышская бюрократия против русских и латгал. Для того, чтобы найти подлинного автора этой статьи на квартире у С.Малаховского был проведен обыск и конфискованы принадлежащие журналисту и его сыну компьютеры. Самого Сергея вместе с женой подвергли допросу в Полиции безопасности. В прессе был дан намек на то, что нити, почти раскрытого "антигосударственного заговора" тянутся к России.

Теперь М.Пекало, который должен приступить к исполнению своих обязанностей 4 сентября, поставлен перед необходимостью сделать однозначный выбор. Поверить в те мифы, которые наспех сотворили и распространили в СМИ ястребы из правящей латышской бюрократии и дать молчаливое согласие на развертывание репрессий против лидеров русской и латгальской общин Латвии, а заодно на начало антироссийской пропагандистской кампании. Или, в очередной раз, одернуть зарвавшихся латышских национал-радикалов и напомнить им о необходимости дальнейшего изучения "материальной части" демократического устройства общества.