Мифы Карена Сафаряна об удручающем экономическом положении Азербайджана, противоречат реальному положению дел 6 июня 2012 года на сайте информационного агентства ИА REGNUM была опубликована статья автора Карена Сафаряна "Экономика Азербайджана: мифы и реальность". В статье наличествует большое количество неточностей статистического и аналитического характера, на что в тот же день обратил внимание ряд блогеров (http://nariman-bek.blog.day.az/2012/06/06/privet-mir/). После того, как господин Сафарян узнал о своих ошибках, он внес определенные изменения в свою статью. Однако, тем не менее, это мало что поменяло, так как статья по-прежнему изобилует ошибками.

Господин Сафарян, принимающий за "легенду" экономические достижения Азербайджана, сомневающийся, что экономический рост в Азербайджане поменял жизненный уровень населения и не верующий тому, что Азербайджан сумеет обеспечить в будущем развитие экономики страны за счет развития ненефтяного сектора экономики, в своей статье, якобы анализировал экономику Азербайджана и реальный жизненный уровень населения в стране.

Автор "не верит" или не хочет верить, что экономический рост в Азербайджане сопровождается повышением уровня конкурентоспособности экономики Азербайджана. Господину Сафаряну стоило бы посмотреть хотя бы отчет Всемирного Экономического Форума (ВЭФ) "Индекс Глобальной конкурентоспособности 2011-2012", который позволяет читателям узнать истину. По отчету ВЭФ, Азербайджан улучшил свои позиции и занял 55-е место среди 142 стран мира, включенных в отчет. Да, как бы это не нравилось господину Сафаряну, правдой является и то, что Азербайджан занял первое место в СНГ. Опережая Армению - родную страну Карена Сафаряна на целых 35 позиций, Азербайджан за последние 7 лет, в отчете "Индекс глобальной конкурентоспособности" улучшил свои позиции на 14 степеней. Следует заметить, что по конкурентоспособности экономики Азербайджан уже третий отчет подряд занимает первое место в СНГ. И это не отчет Азербайджана, а оценка влиятельной международной организации.

А как на счет роста жизненного уровня населения? Сумел ли Азербайджан, добиться успеха и в этом направлении? Для того чтобы ответы на эти вопросы отражали реальность, а не желания Карена Сафаряна, мы опять обращаемся к отчетам международных организаций. По классификации Всемирного Банка, в 2009 году Азербайджан был включен в группу стран с высоким средним уровнем доходности. Кроме того, в отчете "Человеческого развития" ООН, Азербайджан, став 67-ой страной в мире в 2010 году, (тогда как в 2005 году был 101-й страной!), перешел из группы стран со "средним развитием человека" и вошел в группу стран с "высоким развитием человека". По темпам улучшения индекса человеческого развития Азербайджан стал мировым лидеромв 2005-2010 годах. А это наглядным образом доказывает, что полученные успехи были трансформированы в уровень благополучия населения.

Благодаря именно экономическому росту укреплена социально-экономическая безопасность страны. Так, "подушка безопасности", сформированная стратегическими валютными резервами, способна защитить азербайджанскую экономику от экономических шоков. Удачное воплощение экономической безопасности в Азербайджане не осталось без внимания и со стороны международных рейтинговых агентств. Все три влиятельных рейтинговых агенства (Fitch, Standard & Poor's, Moody's) увеличили кредитный рейтинг страны и присвоили экономике Азербайджана инвестиционный кредитный рейтинг. Таким образом, на сегодняшний день Азербайджан остается первой и единственной страной, получившей инвестиционный рейтинг в регионе Южного Кавказа.

Хотелось бы еще раз заметить, что динамический экономический рост, конкурентоспособность азербайджанской экономики, улучшение уровня жизни населения, экономическая безопасность страны не являются лишь заявлением официальных лиц Азербайджана, а оценкой международных организаций и рейтинговых агентств.

Несмотря на тот факт, что в статье Карена Сафаряна сокращение темпов экономического роста в Азербайджане с 2006 года объясняется двумя причинами, сам автор не берется верить в правильность первой из них. Вторая же причина, объясняющая "снижение" темпов экономического роста в Азербайджане - утверждение Сафаряна о том, что Азербайджан с учетом имеющихся нефтегазовых запасов уже достиг максимального уровня добычи нефти и газа - не соответствует реальности. Снижение добычи нефти в Азербайджане в 2011-ом году было связано с пересмотром буровых работ на блоке "Азери-Чираг-Гюнешли". Кроме того, в 2011-ом году платформы должны были быть приостановлены на длительный срок для проведения инженерно-геологических работ, что соответственно и привело к снижению объемов производства. В общей сложности разведанные запасы нефти и конденсата Азербайджана составляют около 2 млрд. тонн, и страна может сохранить добычу на этом же уровне в течение 50 лет. Азербайджан имеет 2,6 триллиона кубических метров доказанных запасов газа, которых может хватать на 100 лет. Так что, снижение добычи нефти в Азербайджане - вполне регулируемый процесс, и правительство намерено стабилизировать производство нефти в районе 45-50 миллион тон в год, что соответствует нефтяной стратегии Азербайджана.

Из-за стремительного роста прошлых лет сохранить высокий темп роста экономики трудно. Темпы экономического роста в последние 2-3 года невысоки, но за этими темпами стоит изменение характера экономического роста. В 2011-ом году ВВП в ненефтяном секторе вырос на 9,4%, а ВВП в нефтегазовом секторе сократился на 9,3%. В этом году так же сохраняется превосходство роста ненефтяного сектора. Как видно, с каждым годом центр тяжести экономики Азербайджана перемещается в сторону ненефтяного сектора. Этот факт еще раз подтверждает реальность прогнозов необходимого роста в ненефтяных секторах экономики, для обеспечения удвоения ВВП.

В своей статье, Карен Сафарян старается оспорить поставленную президентом Азербайджанской Республики цель в ближайшие 10 лет увеличить экономику страны вдвое, в основном, за счет развития ненефтяного сектора. Однако, автор, почему-то при этом учитывает в среднем ежегодный темп инфляции на уровне 10,6% в 2004 - 2011 года, тем самым лишь показывая свою некомпетентность в вопросе. Во-первых, темп инфляции за последние 8 лет составил в среднем не 10,6%, а - 9,7%. Мало того, что господин Сафарян не правильно рассчитал темп инфляции, он учитывал лишь то, что инфляция будет такой же в будущие 10 лет, какой она была в последнее восьмилетие. Это выходит за рамки сферы экономической науки и теорий прогноза. Есть "Критика Лукаса", которая основывается на утверждении о наивности попыток предсказания последствий изменения экономической политики, только на основе взаимоотношений имеющихся до этого показателей.

По расчетам МВФ, в Азербайджане ВВП в номинальном выражении в 2011-2017 гг. увеличится в два раза, а Армения только может надеяться на 35% от уже имеющегося (1). Прогнозы МВФ утверждают, что Азербайджан справится с поставленной задачей удвоения ВВП в 2011-2021 гг. Среднегодовой же рост номинальной ВВП в размере 5-6% в Армении в 2011-2017 гг. будет съеден инфляцией.

Диверсификация азербайджанской экономики ведется на полной скорости. ИКТ является вторым по величине сектором по объему производства и потенциала после энергетического сектора, но в будущем ИКТ, безусловно, будет ведущей отраслью в Азербайджане. С 2003 года средний ежегодный темп роста ИКТ в Азербайджане составил 27%, в то время как ежегодный рост в мире в среднем только 10%. Исключением был кризис в 2009 году, когда динамика роста в Азербайджане снизились до 13-14% годовых. Как можно видеть, ненефтяная экономика растет высокими темпами. Однако нефтяной бум не давал возможности ненефтяному сектору вырасти по отношению к своему удельному весу до 2009 года. Начиная с 2009 года удельный вес ненефтяного сектора начал увеличиваться. Объем экспорта ненефтяного сектора в Азербайджане увеличился на 40% в течение 2010-2011 годов.

В своей статье Карен Сафарян подчеркивает: "Что касается платежей из фонда государственного страхования сегменту сельского населения, то общая сумма социальных платежей в целом в 2011 году составила 468,1 млн. манатов или около $367,5 млн." Сумма указанная выше (468,1 млн. манатов) в долларовом эквиваленте составляет не $367,5 млн. а $592,8 млн. Автоматически все последующие расчеты не верны. 468,1 млн. манатов это общая сумма, выплаченная из бюджета Социального Фонда для решения социальных проблем (2). С другой стороны, занятые в сельском хозяйстве люди не получают одно только пособие и пенсии из Фонда социальный зашиты, они также имеют доход от занятости. По данным Статистического Комитета Азербайджана, в доходах сельского населения страны пенсионные выплаты составляют 16,4% (3). Сафарян отмечает, что отсутствие соответственной налого-бюджетной политики приводит к неравенству в распределении денежных доходов среди населения, а значит, приводит к бедности существенной его части. В 2011 году уровень бедности в Азербайджане составил 7,6%. Ссылаясь на Госкомстат Азербайджана можно подтвердить, что уровень бедности по сравнению с 2003 годом сократился в 5,9 раза.

По оценкам Азиатского банка развития (АБР), в 2030 году самая большая доля среднего класса в Азиатском регионе сформируется в Азербайджане, который опередит такие страны, как Китай, Индию и Казахстан. Политика азербайджанского государства направлена на то, чтобы создать ромбообразное общество, где в центре находится средний класс, являющийся гарантом стабильности в стране.

Мы советуем господину Карену Сафаряну посмотреть на уровень бедности в Армении. По официальным данным, в 2008 году в Армении уровень бедности составлял 17,6%, показатель крайней бедности не превышал 1,6%. В 2010 году были зарегистрированы показатели 35,8% и 3% ("Жоховурд": в Армении уровень бедности достиг 35,8%, http://www.armtown.com/news/ru/pan/20120523/108687/). Если уровень бедности в Армении почти в 5 раз превышает соответствующие показатели Азербайджана, то на каких основаниях г-н Сафарян обвиняет Азербайджан в отсутствии применения социальных программ?!

Для автора "аналитической статьи", заметим, что в Азербайджане воплощены в жизнь и продолжаются реализовываться примерно 140 целевых государственных программ. В качестве примера можно отметить "Государственную программу по социально-экономическому развитию регионов Азербайджанской Республики" (2004-2008 и 2009-2013 года) и "Государственную программу по сокращению бедности и развитии экономики" (2003-2005).

Валовой внутренний продукт только ненефтяного сектора Азербайджана в 3 раза превышает ВВП Армении. Принимая это во внимание, совсем нелогично сравнивать ВВП этих стран.

Рейтинг фискальных показателей Азербайджана и Армении в отчете Всемирного Экономического Форума "Рейтинг глобальной конкурентоспособности 2011-2012" показывает, что в 2010 году по соотношению бюджетного баланса к ВВП Азербайджан находился на третьем месте в мире, опережая не только все страны региона, но и страны СНГ, а также страны BRIC. Так в прошлом году соотношение профицита консолидированного бюджета к ВВП составило почти 11%. Как нам известно, соотношение бюджетного дефицита не должно превышать 3%. В Армении соотношение консолидированного бюджетного дефицита к ВВП составило 4,9%. Так внешний долг к ВВП к началу года (2011) составил 7,42% или $3 857.3 млрд. Таким образом, Армения занимает 68 позицию в рейтинге, а у г-на Сафаряна нет никаких оснований считать экономику Азербайджана однобокой. Если взять другой показатель - соотношение государственного долга к ВВП, то по этому показателю Азербайджан обогнал все страны региона и занял 11 место в мире.

В заключении отметим, что анализ экономик стран Южного Кавказа явственно демонстрирует, что агрессивная политика Армении в регионе Южного Кавказа оборачивается ущербностью и неполноценностью социально-экономического развития страны. Уязвимость экономики Армении была продемонстрирована во время экономического и финансового кризиса 2008-2009 г.г., тогда как Азербайджан и Грузия смогли в краткие сроки реализовать ряд мер, которые позволили пройти период кризиса со стабильными показателями.

Ризван Гусейнов (Баку) 1. IMF estimates between 2010 and 2017 http://en.wikipedia.org/wiki/List_of_countries_by_past_and_future_GDP_(nominal) 2. The State Social Protection Fund of Azerbaijan Republic, Report on Azerbaijan Republic State Social Protection Fund income and expenditures, 2011, http://www.sspf.gov.az/view.php?lang=en&menu=265&id=808 3. http://www.azstat.org/statinfo/budget_households/en/073.shtml