Ощутимых результатов по очистке Арктики удастся достичь только к 2020 году: Интервью
Мурманская область, 9 апреля, 2012, 07:55 — ИА Регнум. В мае 2011 года исполнится ровно год, как начал свою работу национальный парк "Русская Арктика". О первых итогах работы парка, о развитии туризма на его территории и о перспективах очистки Арктики от мусора корреспондент ИА REGNUM побеседовал с заместителем директора по туризму и экологическому просвещению парка
ИА REGNUM: Виктор Сергеевич, на какой стадии сейчас находится инвентаризация расположенных на территории парка объектов?
- В 2011 году мы начали работу по инвентаризации объектов, расположенных на территории парка и этот процесс продолжается по сей день. На территории нацпарка находятся стихийно оставленные научные и военные базы. Там нет никого уже лет 15-17.
Чрезвычайно важное для нас место - это бухта Тихая, где мы планируем создать опорный пункт. Именно с этого места началось освоение русской Арктики. Раньше там размещалась полярная станция, именно там впервые проводилось зондирования атмосферы, велись магнитные исследования. С тех времен - а станция была закрыта в 1957 году - там остались здания, где проживали работники станции, помещения, где проводились исследования. На острове Хейса также остались пустующие здания, мачты от флюгеров, три могилы полярников, техника 30-х годов, полуразрушенный ангар... Еще одно ключевое место - мыс Желания (архипелаг Новая Земля - ред.). В прошлом году мы начали там работу по обустройству опорного пункта, провели инвентаризацию. Однако оценка всех объектов еще не завершена. Надо понимать, что Арктика - это особые условия работы. Многие здания находятся во льду и для того, чтобы "разморозить" их, требуются большие усилия. Пока обустроить удалось лишь одно здание. Так что предстоит еще провести очень большую работу, чтобы оценить, что восстанавливать, а что - нет.
ИА REGNUM: Как обстоят дела с очисткой Арктики от мусора?
- Мусора в Арктике много и он разный. Поэтому к очистке нужно подходить дифференцировано. Там есть сотни пустых бочек из-под топлива, бочки с топливом, бочки с отработкой различных масел. Кроме того, есть очень много брошенной техники, свалки отходов. Нужно все разобрать по полочкам. И проектные организации уже занимаются этим. Но, думаю, ощутимых результатов в этом деле можно будет ожидать только к 2020 году. Есть еще одна нерешенная проблема: где перерабатывать этот мусор? Куда его будут поставлять?
ИА REGNUM: Нет ли противоречия в том, чтобы заботиться об экологии и одновременно развивать туризм в Арктике?
- У нас есть некоторые разногласия с туроператорами. С одной стороны, люди хотят видеть первозданную природу Арктики. Однако нам говорят, что для развития туризма нужно создавать инфраструктуру: должны быть места, где турист может отдохнуть и погреться. Мы считаем, что это не правильно. Создание инфраструктуры, туристских троп подразумевает под собой внедрение в природу. Здесь нужно думать о том, как организовать туризм без ущерба природе. Чем больше мы общаемся с учеными, тем больше убеждаемся, что стандартный подход здесь не годится. Здесь нужны особые условия. Один из вариантов - опорные пункты. Этим мы и занимаемся.
ИА REGNUM: Виктор Сергеевич, какими темпами развивается арктический туризм? Сколько стоит стандартный тур?
- В 2011 году национальный парк посетили 865 туристов, мы приняли 11 круизных лайнеров. Впервые были приняты частные яхты. Пока туры в Арктику стоят очень дорого. Туроператоры предлагают поездку на Северный Полюс за 20 тысяч долларов. Тур без захода на Северный Полюс стоят дешевле - до 12 тысяч долларов. Отмечу, что арктический туризм, несмотря на его дороговизну, становится все более популярным среди россиян - на одном из последний рейсов из 130 пассажиров примерно 30 были нашими соотечественниками.
ИА REGNUM: Стоит ли надеяться, что туры в Арктику будут доступны и жителям Архангельской области?
- Мы бы хотели отправлять круизные рейсы из Архангельска, но желающих найти не просто. В прошлом году нашли желающих, в этом - нет. В основном рейсы проводятся из Мурманска и со Шпицбергена. Очень популярен маршрут Шпицберген - Соловки - Новая Земля и Земля Франца-Иосифа. Было бы очень удобно, если бы были созданы особые условия для русской территории Шпицбергена и национального парка. Тогда мы смогли бы проводить круизные рейсы не из Мурманска, а непосредственно со Шпицбергена. Это бы удешевило стоимость путевок в разы.
ИА REGNUM: Имеет ли создание парка геополитическое значение для страны?
- Прежде всего, парк создан для сохранения природы и историко-культурного наследия Арктики, а также для экологического просвещения и регулирования туристской деятельности в регионе. Безусловно, это не прибыльное, и, более того, затратное мероприятие для страны. В самом функционировании парка нет экономической выгоды, но есть иной интерес - восстановить управляемость территорией, которую наше государство утратило. Известно, что сегодня нет единого подхода к управлению Арктикой. До сих пор секторальный подход к разделению арктических территорий разделяют не все государства. Во времена великих географических открытий никто не претендовал на земли Арктики. Сегодня ею интересуются Италия, Великобритания, Польша и другие отнюдь не приарктические страны. Так что функционирование парка, безусловно, - в интересах нашего государства.