Центральная Азия - стратегический плацдарм России. К такомы выводу пришли аналитики американского агентства Stratfor. По данным агентства, которое напечатало большой материал об интересах России во всех пяти среднеазиатских республиках, Казахстан, Узбекистан, Туркменистан, Киргизия и Таджикистан "играют для России важную роль в качестве защиты от исламского мира и Азии, а также в качестве энергетических и экономических партнеров".

В частности, рассуждая о месте Казахстана в геополитических раскладах России, Stratfor пишет, что "Казахстан и Россия разделяют границу протяженностью в 5 тыс. миль, которая почти не охраняется, так что любая нестабильность в Казахстане может с легкостью распространиться на территорию России". Кроме того, по данным аналитического агентства, "Москва имеет сильные связи с казахским президентом Нурсултаном Назарбаевым и другими представителями политической, военной и деловой элиты, в том числе с премьер-министром Каримом Масимовым и возможным преемником Назарбаева Тимуром Кулибаевым". Помимо всего прочего, аналитики агентства отмечают и социальные факторы единения двух стран. "Русские составляют почти 25% населения Казахстана; большинство русских проживают на севере Казахстана. Русский является официальным государственным языком в Казахстане, и 20-30% населения являются православными". Также, по данным "Stratfor", у обеих стран есть чисто технические моменты для совместной работы. "Казахстан является членом Организации Договора Коллективной Безопасности (ОДКБ) под руководством России; Россия имеет радарную станцию в Балхаше и космодром в Байконуре. Большинство военных офицеров в Казахстане являются этническими русскими, и почти все военные страны используют российское или советское оборудование". Более того, "Казахстан является членом Таможенного Союза и Единого экономического пространства. Большая часть экономической инфраструктуры Казахстана - железные дороги, магистрали, трубопроводы и энергетические объекты - связаны с Россией. Почти 10% казахов работают за границей, в основном в России" - отмечает издание.

"Цели России в Казахстане - продолжать интеграцию в центрально-азиатской стране через Единое экономическое пространство и, в конце концов, через Евразийский Союз, и устроить процесс передачи власти так, чтобы результат был благоприятным для России" - уверены аналитики Stratfor.

Между тем, "ввиду своей протяженной и открытой границы с Россией Казахстану сложно уравновешивать внешние державы для сохранения своего суверенитета, и поэтому он связан с Москвой с точки зрения политики и безопасности (Казахстан является одним из членов-учредителей Содружества Независимых Государств, ОДКБ и Таможенного союза). Однако с точки зрения экономики, Казахстан сумел диверсифицировать партнеров благодаря огромным запасам энергоресурсов и полезных ископаемых, в чем стране помог Запад в 1990 и начале 2000 гг. во время слабости России.(...) Казахстан будет продолжать поддерживать усилия России по интеграции, хотя уход Назарбаева с политической сцены создаст неопределенность и нестабильность - в сфере политики и безопасности - в стране. И перед Россией стоит сложная задача - предотвратить то, чтобы все вышесказанное не помешало ее возрождению".

Говоря об Узбекистане, аналитики Stratfor отмечают, что расположение страны "в самом центре Ферганской долины делает ее естественным региональным лидером и потенциальным соперником для России". Вместе с тем, "Россия имеет связи с военной и региональной элитой Узбекистана. Однако отношения с независимо настроенным узбекским президентом Исламом Каримовым не столь близки". С точки зрения социального аспекта, "Россия имеет ограниченное... влияние в Узбекистане, где большая часть населения являются этническими узбеками и мусульманами; около 5% населения являются русскими". Экономическую зависимость Узбекистана от России отмечают в Stratfor: "почти 20% всего узбекского экспорта (включая 75% природного газа) идет в Россию. Узбекистан зависит от российского импорта, начиная от очищенных нефтепродуктов и заканчивая обработанными продуктами. Денежные переводы от узбеков, работающих в России, также составляют вклад в узбекскую экономику, в 2010 году сумма денежных переводов составила почти 3 млрд. долларов США".

"Цели России в отношении Узбекистана - усилить его изоляцию и оказать больше давления на страну, заключив альянсы с другими центрально-азиатскими странами, и также устроить процесс передачи власти так, чтобы конечный результат был в интересах России" - утверждает издание.

Неудивительно, - отмечают американские аналитики, - "что у Узбекистана есть собственные идеи по Ферганской долине, которые включают в себя больше контроля над югом Киргизии и севером Таджикистана (на территории которых проживает значительное число узбеков). Узбекистан использовал свое большое население и наличие энергоресурсов и других богатств, чтобы оставаться независимым от России и других держав. Однако Узбекистан недостаточно силен, чтобы бросить вызов России непосредственно". Помимо всего прочего, "Узбекистаном со дня обретения независимости правит единственный лидер, а неопределенный план преемственности Каримова ставит под сомнение все будущее страны. Россия продолжит использовать свои ограниченные рычаги для оказания давления на Узбекистан, который продолжит противостоять давлению, в то время, как Каримов разбирает планы относительно своего преемника. Это означает, что Узбекистан будет оставаться самой непредсказуемой страной в планах возрождения России в Центральной Азии".

"Месторасположение Туркменистана делает страну неотъемлемой частью безопасности России; он служит защитой на юге, отделяя Россию от Ирана и нестабильности в Афганистане и Пакистане. Туркменистан обладает богатыми природными ресурсами, в том числе природным газом и нефтью, и Россия хочет обеспечить транзит этих ресурсов по своей территории. Туркменистан также располагается на фланге Узбекистана, и является частью наркотрафика из Афганистана в Россию" - об этом рассуждают аналитики, представляя следующую страну. У России не очень много рычагов влияния на элиты Туркмении - отмечается в докладе. Более того, наблюдатели приводят в пример, что "Россия потерпела неудачу в Туркменистане, когда ее изоляция туркменских энергоресурсов заставила страну повысить экспорт в Китай и Иран. Особенную значимость представляет центрально-азиатский трубопровод, который является для Китая не только шансом воспользоваться диверсификацией туркменского экспорта, но также и возможностью усилить свои рычаги и влияние против России. Однако Россия помешала Туркменистану участвовать в энергетических проектах, которые противоречили интересам Москвы".

По данным Stratfor, "Россия хочет продолжать мешать Туркменистану в установлении связей с Западом и контролировать энергетические связи Туркменистана с Китаем и Ираном. Москва хочет, чтобы Туркменистан оставался изолированным от других игроков в регионе и готовился к интеграции в Евразийский Союз". Между тем, "концентрация населения возле границ двух более крупных держав - Узбекистана и Ирана - привела к тому, что Туркменистан принял позицию изоляции и противостояния, а централизованный, политической контроль ограничил сотрудничество страны с Западом. Россия расценивается в качестве гаранта безопасности против этих стран, однако также считается потенциальной угрозой. В связи с этим Туркменистан отдает предпочтение политике нейтралитета и предотвращения системы альянса. Другим основным двигателем внешней политики Туркменистана являются огромные запасы энергоресурсов, в особенности природного газа. До недавнего времени эти ресурсы были почти полностью интегрированы в российской энергетической системе. Однако сокращение объемов импорта туркменского газа заставило страну искать другие рынки, в частности Китай и Иран. Туркменистан предпочитает использовать энергоресурсы для сохранения баланса между Россией и Китаем, чтобы сохранять свою изоляцию и максимализировать свои доходы от продажи газа.

Диверсификация экспорта туркменского газа станет для России ключевой проблемой, хотя Россия сохранит свое положение в Туркменистане ввиду проблем безопасности и изоляционистской политики. Туркменистан станет одной из последних стран региона, которая будет участвовать в усилиях России по интеграции".

"Кыргызстан обеспечивает России защиту на юге от Китая и Афганистана. Он является частью наркомаршрута из Афганистана в Россию. Его расположение в гористой местности Ферганской долины позволяет держать в контроле Узбекистан". Есть несколько аспектов сотрудничества России и Киргизии, но аналитиками отмечаются лишь некоторые из них, в частности, Киргизия "является членом ОДКБ. Россия имеет военную базу в Канте и другие военные объекты в Кара-Балте, Бишкеке и Караколе. В июле 2009 году Кыргызстан дал России разрешение на строительство еще одной базы в Оше, недалеко от границы с Узбекистаном".

"Россия способствовала апрельской революции 2010 года, в результате которой был свергнут президент Курманбек Бакиев и к власти пришли прокремлевские политики. Россия также усилила военное присутствие в стране и предоставила финансовую помощь для того, чтобы завоевать лояльность нового правительства. Цели России на 2012 год и далее включают в себя укрепление военного присутствия в стране, в частности на юге. Москва также хочет официально узаконить членство Кыргызстана в Таможенном Союзе и подготовить страну к участию в Евразийском Союзе" - отмечает Stratfor.

Также, по их данным, Киргизия, "скорее всего, поддержит усилия России по интеграции в регионе и на территории бывшего СССР, хотя хроническая внутренняя нестабильность делает из страны ненадежного партнера для России".

"Таджикистан служит для России "буфером" на юге в горах Памира от Китая и южно-азиатских государств. Ввиду своей географии и границы с Афганистаном, Таджикистан расположен на главном маршруте для контрабанды наркотиков из Афганистана в Россию". Тем временем, "Россия усилила свое военное присутствие в Таджикистане за последние несколько лет. Однако она не сумела возобновить использование авиабазы "Айни" и патрулирование таджикско-афганской границы. Россия намерена усилить свое военное присутствие в Таджикистане благодаря сделке по базе "Айни" и возобновлению патрулирования таджикско-афганской границы. Москва также хочет подготовить Таджикистан к членству в Таможенном Союзе и, в конечном итоге, в Евразийском Союзе".

"Как и Кыргызстан, Таджикистан почти полностью покрыт горами, и поэтому, внутренняя консолидация является сложной задачей. Сразу же после обретения независимости в стране разразилась гражданская война. Мир был достигнут после того, как в 1994 году к власти пришел Рахмон. Восточная часть страны, в частности район долины Рашт, продолжает оставаться оплотом мятежников, и правительство имеет ограниченный контроль над многими частями страны. Боевики, сепаратисты и близость к соседнему Афганистану еще больше подрывают процесс внутренней консолидации".

Однако при этом, "возрождение России в Таджикистане будет медленным и трудным ввиду таких угроз, как распространение экстремизма и наркотиков из Афганистана, а также нежелание Рахмона предоставить России полный доступ к стране. Тем не менее, влияние России в Таджикистане продолжит расти".

Перевод: "Замандаш пресс" (Бишкек)