"На чьих землях расположится Курдистан?" - статью под таким заголовком публикует ереванская газета "Новое время". Автор, Артем Ерканян, в частности, не исключает, что вероятное провозглашение 21 марта, в день общемусульманского праздника Новруз, независимости ныне автономного иракского Северного Курдистана "может стать вызовом для Армении".

Автор напоминает, что "Курдистан, объявленный автономией в 1991 году, является субъектом иракского федеративного государства лишь номинально. В реальности же он и сегодня независим. Автономия имеет собственный парламент, правительство, вооруженные силы, состоящие из 80 тысяч бойцов, службу безопасности, международный аэропорт. Курды, не желающие вовлекаться в новое противостояние между суннитами и шиитами, стремятся как можно скорее дистанцироваться от них и отделиться от Ирака государственной границей".

Рассматривая региональные аспекты возможного создания первого в многовековой истории курдского народа национального государства, автор указывает, что "перспективы развития ситуации на севере Ирака небезразличны нашим соотечественникам, живущим в регионе".

"В иракском Курдистане проживает, по разным сведениям, от двух до четырех тысяч армян, признанных Конституцией автономии представителями одной из государствообразующих наций. За армянской общиной закреплен депутатский мандат (С позапрошлого года общину в Законодательном собрании представляет бывший полевой командир Арам Бакоян, воевавший против сил Саддама под флагом возглавляемой Масудом Барзани Демократической партии Курдистана).

Правительство заботится об армянских святынях и всячески стремится демонстрировать свое особое расположение по отношению ко второй по численности христианской общине страны. Армяне компактно проживают в Мосуле, Духоке, селах Зехо и Маргил. После завершения американской операции "Шок и трепет" наблюдался их приток в Курдистан из южных провинций Ирака. Багдадские армяне получали предложения о переселении в Ниневийскую долину, принадлежность которой курдам оспаривалась тогда арабами.

Правительство края поощряло приток сюда христиан из других регионов Ирака. Это в полной мере касалось и армян. С усилением в регионе христианского фактора Барзани связывал надежды на возможность окончательного присоединения к Курдистану Ниневийской долины. Курдские правители обещали ассирийцам и армянам создать в Ниневии христианскую автономию. Но слова своего до сих пор не сдержали. Поспешное провозглашение независимости Курдистана и его оперативное признание мировыми державами противоречит интересам местных христиан, которые предпочли бы прежде заручиться гарантиями своего будущего статуса. Перспективы создания христианской ассирийско-армянской автономии выглядят пока весьма туманными.

Еще сложнее понять, как отразится появление нового государства на интересах Армении. С одной стороны, это будет еще один прецедент обретения автономией независимости. Такой прецедент позитивен для аргументации правового обоснования суверенитета Нагорного Карабаха. При удачном геополитическом раскладе образование курдского государства может позволить Армении обрести нового партнера в исламском мире. Но в то же время не может не беспокоить тот факт, что рисующие карту "Великого Курдистана" некоторые курдские максималисты закрашивают в свой цвет не только земли, ныне входящие в состав Ирака, Сирии, Ирана и юго-восточной Анатолии, но и почти все исторические провинции Западной Армении. Более того, в составе Курдистана они видят и отдельные территории нынешней Армении". Поэтому, подытоживает автор, "создание курдского государства может стать для Армении вызовом, к которому необходимо готовиться".