В Казани турецкие и российские ученые не нашли общего языка
Москва, 20 мая, 2011, 19:31 — ИА Регнум. Скандалом завершилась, проходившая в Казанском (Приволжском) федеральном университете Международная научно-практическая конференция "
Конференция по замыслу ее инициаторов была организована, в том числе и для того, чтобы в научном кругу обсудить вопрос наращивания турецкой экономической, культурной, а также политической и религиозной экспансии Турции в тюркских республиках Средней Азии, а также на Кавказе, Поволжье и на Урале. С этой целью в КФУ приехали ученые из различных городов России, а также с Украины, из Южной Осетии, Казахстана, Узбекистана и внушительная научная делегация из Турции.
Тональность выступлений турецких гостей была исключительно дипломатичной и миролюбивой, в своих докладах они всячески давали понять, что нынешняя внешняя турецкая политика отличается от политики девяностых, когда страна всеми способами пыталась закрепиться на постсоветском тюркском пространстве, в том числе и в Татарстане. Просто, по их словам, они хотели предложить молодым государствам и некоторым российским регионам "собственную модель демократии с мусульманской спецификой". Но в ответ, например, те же среднеазиатские страны выбрали "авторитарный тип правления". То же, что происходит в наши дни, по их мнению, больше свидетельствует об экономической экспансии Турции. То есть о чистой прагматике, не имеющей под собой никакой идеологической базы.
При этом все турецкие выступающие в той или иной мере дали положительную оценку реформам и политике Ататюрка, в основе которой, - и это не скрывал, а наоборот подчеркивал каждый из докладчиков, лежал национализм. Так, по мнению доктора исторических наук Университета Гази (Анкара) Мустафы Турана, только национализм Ататюрка помог сплотить турецкую нацию после разгрома Османской империи и помочь сохранить государственность турецкого народа вопреки желанию подданных-христиан, "стремительно разрушавших это государство".
На вопрос ИА REGNUM о том, следует ли после подобных высказываний и России, находящейся в тотальном кризисе, прибегнуть к аналогичной националистической модели, которая в самой Турции привела к геноциду анатолийских греков, ассирийцев, армян и репрессиям в отношении курдов, Туран ответил уклончиво, сославшись на то, что еще со времен Французской революции на смену монархиям неизменно приходит национализм. На другой вопрос, имели ли, по его мнению, христианские поданные Порты мотив желать разрушения империи, видя в переделанном под мечеть православном храме св. Софии символ национального и конфессионального унижения, турецкий ученый ограничился констатацией, что это "сложная тема", и что турки до сих пор желают совершать намазы в этом храме, но не делают этого из опасения обострить отношения с Европой.
Кстати, то ли по воле случая, то ли по намеренному умыслу организаторов, турецкие ученые не приняли участие в работе той секции конференции, где ими могли быть услышаны и другие "неудобные" вопросы и мнения.
Так, например, им не довелось присутствовать на докладах начальника сектора кавказских исследований Российского института стратегических исследований (Москва)
Те же русские и русскоязычные докладчики, что выступали перед турецкими гостями, были предельно политкорректными. Так, профессор Российской экономической академии им. Г.В. Плеханова Геннадий Старченков начал с того, что Ленин и Ататюрк были чуть ли не лучшими друзьями и союзниками, благодаря чему в свое время СССР и Турция добились небывалых экономических высот. На что услышал резонное возражение от одного из турок, что Ататюрк, по сути, ненавидел большевизм, и вернувшиеся в годы его правления из страны Советов заряженные красной идеологией турецкие военнопленные, подверглись репрессиям.
Также Геннадий Старченков не скупился на похвалы в адрес турецкой экономики при этом в красках описывая бедственное состояние российской, посетовал на то, что из России идет мощный отток населения, чего не наблюдается в Турции (хотя, те же жители Германии с ним бы вряд ли согласились), и предложил турецкой стороне построить нефтеперерабатывающий завод под Новороссийском.
Со своей стороны старший научный сотрудник Института истории АН РТ Рафаэль Мухаметдинов посетовал, что за все годы турецкой активности в тюркских постсоветских странах и регионах России так и не удалось договориться о проведении собственного чемпионата по футболу и песенного конкурса "Тюрковидение".
Подобное разделение и отсутствие общей трибуны для дискуссии, пожалуй, только усугубило непонимание видения основных целей и задач конференции со стороны российской и турецкой сторон. Поэтому, когда последняя прочитала в тексте итогового резюме слова о том, что "Турция постепенно отходит от идеалов кемализма", и что на смену национализму во внутренней и внешней политике этой страны в качестве доминанты приходит исламизм, ее представители наотрез отказались подписывать подобное.
"Мы хотим объяснить, что никакие пантюркистские и панисламистские идеи не являются основой современной политики Турции, - объяснил ИА REGNUM позицию турецкой делегации доктор политических наук Стамбульского государственного университета Хакан Гюнеш. - Здесь уместнее вести речь об экономической и политической экспансиях. Вы просто посмотрите и проанализируйте торгово-экономические связи нашей страны: исламские страны - важное направление,
"Я соглашусь с турками, что никакого исламизма и пантюркизма в качестве движущей государственной идеи у них на сегодняшний день нет, - неожиданно согласился с гостями представитель принимающей стороны, руководитель ЦЕМИ Булат Ягудин. - На мой взгляд, это опасность, выдуманная товарищами близкими к нашим спецслужбам, которым как-то нужно оправдывать свою профессиональную деятельность. Турецкая элита действительно полагает, что "кемализм" не умер, он живет, интегрируясь в современное турецкое общество, приспосабливаясь к новым условиям. Да, это национализм, но национализм для себя, не на экспорт. Те люди, что находятся у власти в современной Турции, подконтрольны Западу и далеко от него не уйдут".