Дагестанские власти просят облегчить участь казахстанских боевиков
Дагестан, 15 апреля, 2011, 11:17 — ИА Регнум. Комиссия Республики Дагестан по оказанию содействия в адаптации к мирной жизни лицам, решившим прекратить террористическую и экстремистскую деятельность, приняла решение просить об облегчении участи четырех граждан Казахстана, находящихся в Дагестане под следствием. Об этом 14 апреля сообщил источник в правительстве Дагестана. Четыре гражданина Казахстана, Альберт Абдикаримов, Сеилхан Даулбаев, Жаскайрат Ихсанов и Раимбек Ержанов, обвиняются по статьям 208 (организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем), 222 (незаконный оборот оружия) и 223 (незаконное изготовление оружия) УК РФ. Комиссия под председательством первого вице-премьера
Двое из четырех граждан Казахстана, Ержанов и Абдикаримов, сдались правоохранительным органам в ночь на 10 февраля в столице Дагестана Махачкале. Они были блокированы в одном из многоэтажных домов по проспекту Шамиля (бывший Калинина), где они жили на квартире. В переговорах с ними по телефонной связи участвовали их родители. Как ранее сообщало ИА REGNUM, после сдачи Ержанова и Абдикаримова правоохранительные органы Дагестана вначале опровергали информацию о задержании иностранных граждан в Махачкале. При этом посольство Казахстана в России после первой неофициальной информации о задержании своих граждан заявило, что готово оказать им необходимую консульскую помощь. Еще два обвиняемых из Казахстана были задержаны в Махачкале, на посту ДПС на проспекте Акушинского (бывший
На заседании комиссии граждане Казахстана рассказали, что приехали в Махачкалу через Астрахань из Актюбинской области. Из Астрахани они планировали отправиться в Чечню, но не нашли автобусов и поездов, идущих в Грозный, и в результате оказались в Дагестане. Они намеревались "защищать ислам" и ходили по мечетям, с целью найти там представителей бандподполья. Об обнаруженных при них взрывных устройствах обвиняемые сказали, что держали их на случай задержания, "чтобы стать шахидами". Они признали также, что имели неверные представления о Дагестане, считали, что в этой республике мусульмане подвергаются репрессиям, и были удивлены, увидев на улицах Махачкалы много женщин в мусульманской одежде.
Это не первая информация об участии выходцев из Средней Азии в дагестанском бандподполье. Так, боевик, уничтоженный в ходе спецоперации в Махачкале на улице Шихсаидова вечером 5 октября 2010 года был уроженцем казахстанского города Актау. Он был опознан как Юсупов Ерлан Хасанович, 1980 г.р. Отказавшись сдаться и открыв стрельбу по сотрудникам правоохранительных органов, он был уничтожен ответным огнем.
После операции близ села
По мнению экспертов, одним из "мостов" между экстремистским исламом Дагестана и Средней Азии могут быть районы Западного Казахстана, где компактно проживают выходцы из Дагестана. Председатель Союза мусульман Казахстана Мурат Телибеков в интервью ИА REGNUM18 октября 2009 года признал беспокойство спецслужб страны в связи с "фактором Дагестана" в мусульманской среде Западного Казахстана. Одним из мест компактного проживания дагестанцев в Западном Казахстане является город Новый Узень (Жанаозен), где в советские времена работало много дагестанских нефтяников.
Имеются также косвенные свидетельства пополнения дагестанских незаконных вооруженных формирований выходцами из Киргизии. По официальному сообщению Следственного комитета РФ, появившемуся 16 марта 2010, пистолет, из которого в Москве был убит священник
Известно также, что некоторые жители Дагестана пополняют ряды НВФ в Таджикистане. По официальным данным властей этой страны, в группе из 25 заключенных, совершивших побег из тюрьмы в Душанбе 23 августа 2010 года, было четыре гражданина России, постоянно проживающих в Дагестане. Некоторые из них вскоре были задержаны.
Исторически одним из первых "совместных проектов" мусульман Дагестана и Средней Азии была "Партия исламского возрождения", учрежденная в Астрахани в 1990 году. В этой организации, вскоре распавшейся, наиболее видную роль играли представители Таджикистана, а также борцы за "чистый ислам" из Дагестана. Впрочем, далеко не все дагестанские организаторы этой партии впоследствии оказались причастными к экстремизму.