Попытки представить карабахский конфликт в качестве межобщинного - "пропагандистский трюк Баку"
Армения, 10 марта, 2011, 10:24 — ИА Регнум. "Лживые утверждения ряда азербайджанских политиков и историков о том, что после подписанных в XIX веке между Россией и Ираном Гюлистанского и Туркменчайского мирных договоров "на исторических азербайджанских землях" началось "массовое заселение армян из Ирана и других стран Ближнего Востока в Азербайджан", для нас не новость. Это один из многих элементов политики фальсификаций и подлогов официального Баку, используемых последним на протяжении многих лет". Об этом заявил ИА REGNUM карабахский историк Грачик Арутюнян, комментируя заявление "Азербайджанской общины Нагорного Карабаха" в связи с поездкой президента НКР Бако Саакяна во Францию.
"Нагорный Карабах являлся частью десятой провинции Армении - Арцаха. Создатель армянской письменности
Отметив, что сама Азербайджанская Республика впервые появилась на карте мира лишь в 1918 году, когда, воспользовавшись распадом Российской империи, вторгнувшаяся в Южный Кавказ турецкая регулярная армия создала на востоке региона тюркское государство, Грачик Арутюнян сказал: "Территория же, ныне воспринимаемая под названием Азербайджанская Республика, никогда не составляла единой административной единицы и в различные периоды истории была разделена между разными государствами - Мидией, Ираном, Арменией, Россией. После провозглашения Азербайджанской Республики это политическое образование с помощью турецкой армии завоевало территории коренных в регионе талышей, лезгин, аварцев, цахур. Все эти народы по мере сил защищались от агрессии Азербайджана: талыши даже провозгласили свое государство, просуществовавшее свыше года, но в конце концов пали под ударами азербайджано-турецкой армии. Азербайджан тогда пытался завоевать и Нагорный Карабах, но армянам края удалось защититься от агрессии. Однако осенью 1920 года в Нагорный Карабах вошли подразделения советской
По утверждению историка, об автохтонности и самоидентичности армян Южного Кавказа свидетельствуют не только тысячи исторических памятников - церквей, храмов, монастырей, но и вековой хозяйственный уклад армянского населения. "История Арцаха-Карабаха берет свое начало с незапамятных времен. Раскопки поселений и погребений энеолита, эпохи бронзы и железа в Степанакерте (Вараракне), Кркжане, Амарасе, в долине Ишханагет и др. привели ученых к выводу о том, что древняя культура Арцаха имеет множество параллелей с памятниками Армянского нагорья того же периода и по существу они являются местными вариантами единой культуры. В 8-7 в. до н.э. Арцах входил в состав Ванского царства, о чем свидетельствуют клинообразные надписи с упоминанием области Уртехини, или Уртехе. К этому названию восходит армянское традиционное название Арцах. Страбон в своем известном труде "Георгафия" сообщает сведения об Арцахе, входившем в состав Великой Армении. На заре 4 века н.э. в Арцахе распространяется христианство. В начале же 5 века здесь, как и в других областях исторической Армении, начинается общий подъем культуры, связанный с изобретением и распространением армянской письменности", - отметил Грачик Арутюнян.
По его словам, "несомненно и то, что с первых лет советской власти в Азербайджане принялись за планомерное уничтожение армянских памятников храмовой и светской архитектуры".
"Бакинские власти старались всячески уничтожать следы армянской культуры. Кроме того, с пятидесятых годов прошлого столетия в Азербайджане началась кампания по присвоению армянских памятников архитектуры. Один за другим объявлялись азербайджанскими монастырь Хутаванк (IY-ХIII вв.), Гандзасар (ХIII в.), Дадиванк (IY в.) и другие. Азербайджанских ученых не смущали ни христианская символика, ни надписи на армянском языке, ни собственно армяно-христианское направление в зодчестве. Объявление армян Нагорного Карабаха албанами также является грубым и весьма неуклюжим приемом Баку в его потугах исказить историю Арцаха и ввести международное сообщество в заблуждение", - сказал историк.
При этом он отметил, что "попытки представить карабахский конфликт в качестве "межобщинного" являются пропагандистским трюком официального Баку, призванным отвлечь международное сообщество от реальной сути проблемы". "Я считаю подобный подход бесперспективным. Карабахская проблема должна решаться путем непосредственных переговоров политического руководства НКР и Азербайджана", - резюмировал карабахский историк.