Нурсултан Назарбаев в любом случае останется у власти. Это было очевидно и до начала широкой общественной дискуссии в Казахстане по вопросу референдума. Это очевидно и сейчас, тем более, что способ, как именно это сделать: в результате плебисцита, при помощи поправок в Конституцию или проведя выборы - находится в руках самого президента. Невозможно никуда выбросить и пять миллионов подписей рядовых граждан страны, отданных за Назарбаева - что бы там ни говорили о методах принуждения подписантов, заставить поддержать главу государства большую половину взрослого активного населения республики за две недели практически невозможно. Вот только как воспользуется плодами слишком уж легкой политической победы казахстанская власть? Впервые за много лет президент получил фактическое подтверждение своей популярности. Получил карт-бланш на проведение масштабных экономических и политических реформ. И их надо проводить. В противном случае, становится совсем непонятно, для чего был нужен этот новогодний сеанс коллективного аутотренинга. Впрочем, по слухам, вместо заявленной модернизации, верхние эшелоны казахстанской власти ждет очередная серьезная чистка.

"Когда президент физически ослабнет, то возникнет опасность дестабилизации"

Любопытно, что в стране пока совсем немногие задумываются, для чего казахстанской власти нужны дополнительные гарантии народа действующему президенту. Основная часть общественной дискуссии вертится вокруг механизмов, которые элита предлагает действующему президенту для продления полномочий. И по факту - пока только политолог Досым Сатпаев в интервью агентству "Новости-Казахстан" продемонстрировал понимание - неважно, как останется у власти Нурсултан Назарбаев. Важно - что будет после. "При любом раскладе президент сохраняет за собой определенное временное пространство, когда он сможет определиться, наконец, с самым важным вопросом, который нас всех должен волновать: кто будет его заменять в будущем, какой механизм преемственности власти президент нам предложит. Это вопрос является более важным, чем референдум, потому что он касается другого, не менее важного направления, - развитие Казахстана после Назарбаева. Вот то, что, по сути, я думаю, является основной темой для раздумий не только для аналитиков, но и для политиков. А референдум и выборы 2012 года это лишь инструменты, которые пускай где-то меньше или больше, но в какой-то степени растягивают время пребывания президента у власти. Эти вопросы тактические, они не стратегические".

Вместе с тем, инициатива большинства очевидным образом испугала подавляющее большинство думающих людей в Казахстане. Это особенно видно по СМИ - немалое количество изданий, которые до недавней поры не были замечены в резких оппозиционных настроениях, очень неодобрительно отозвались о предлагаемых механизмах продления президентских полномочий. "Деловая неделя", например, провела резкие аналогии, намекнув, что казахстанский народ нельзя оставлять без выбора. "Сегодня тем, кто критикует застой в политической жизни Казахстана, часто указывают, что единственной альтернативой ему будет вариант, который реализован в Кыргызстане, с резней, анархией и нищетой. Но, извините, почему у нас есть только две альтернативы? Неужели весь наш народ не может породить ничего лучшего? Неужели мы сами не верим себе, чтобы подождать, как распределятся симпатии через год, потом еще через пять лет? Вспоминается в этом плане одно соседнее государство, где президент указом вводил плюрализм, а потом, сурово сдвинув брови, требовал от какого-то из сидевших в зале выражения собственной точки зрения. "Она у меня есть, президент-акя, - явно извиняясь, отвечал он. - Но я с ней не согласен...". А нет, есть еще лучше - так подписывали бюллетени для голосований в политбюро: "В этом вопросе полностью согласен с мнением товарища Сталина". У нас, правда, теперь еще круче - подчиненные любят президента больше, чем он сам себя. С такой любовью действительно никакие ухаживания больше не нужны..."

"Новая газета - Казахстан", как и положено либеральному вестнику, в очередной раз предоставляет площадку для размышлений оппозиционному политику Амиржану Косанову. Примечательно, что автор, критикуя сложившуюся ситуацию - в целом отдает дань уважения главе государства. "При всем моем уважении к Нурсултану Абишевичу, как первому президенту постсоветского Казахстана, я задаюсь элементарным вопросом: почему судьба огромной страны оказалась в заложниках симпатий и антипатий одного человека? Почему мы говорим об его исключительности, подразумевая, что больше никто не сможет руководить страной? Думаю, никто не станет спорить с тем, что надо признать определенные заслуги президента и воздать ему должное (но только не в стиле последних организованных его приближенными сравнений с пророком Мухаммедом!). Но также необходимо признать и его ошибки в руководстве страной и всерьез задуматься о неминуемом постназарбаевском периоде. Рано или поздно, он наступит. И этот час "X" не должен застать врасплох ни страну, которая может стать ареной межэлитных войн, ни саму власть, которая, не дай бог, окажется в руках случайных и недостойных людей, ни внешнего мира, завязанного с Казахстаном и геополитически, и инвестиционно, ни самого Назарбаева, наконец, который несет ответственность не только за 20 лет своего правления, но и за то, каким он оставит Казахстан после себя! Ведь после референдумного продления его полномочий на следующие 10 лет этот вопрос вопросов будет только актуализироваться! Не нужно думать, что потенциальные "постназарбаевы" успокоятся на 10 лет. Наоборот! Они будут вести себя более изворотливо, тщательно скрывая свои намерения под алиллуйя в адрес президента".

Авторы Информационно-аналитического центра по изучению постсоветского пространства при МГУ им. М. Ломоносова - выводят президента из-под удара возможного недовольства, задумываясь над тем, как сам Нурсултан Назарбаев относится к попыткам элиты продлить президентские полномочия. Возможна ли ситуация, чтобы глава государства и в этот раз остался над схваткой? "Судя по последним статьям и публикациям Елбасы, его тема - это фундаментальные основы мироздания, и, как заметил один мудрый европейский эксперт, Нурсултану Назарбаеву все сложнее искать внутреннюю мотивацию, выслушивая разного рода идеи и предложения собственного ближнего круга. Но вот народная любовь - это та материя, которую Елбасы, скорее всего, проигнорировать не захочет. Вновь возникает все тот же вопрос, который впервые был озвучен во время дискуссии о статусе лидера нации и который постоянно присутствовал в течение 2009-2010 гг.: к чему на самом деле стремится Нурсултан Назарбаев? Не его ближайшее окружение, замечу, не творцы "проекта Елбасы", а сам лидер нации. Какие мотивы, более глубокие, чем реализация стратегических программ развития "2020" и "2030", волнуют его более всего? Ведь самая правильная оценка той схемы отношений, которая сложилась между президентом и самыми ближними к нему людьми, это то, что Назарбаев не препятствует им действовать так, как они действуют в настоящий момент, но другой вопрос, поощряет ли он это рвение? Участвует ли в прямом обсуждении всех этих хитромудрых инсталляций?"

В противоположную сторону смотрит редакция радио "Азаттык" (радио СвободаСвободная Европа). Издание опрашивает оппозиционных политиков, один из которых - бывший лидер коммунистов Серикболсын Абдильдин отмечает важную вещь - любой сценарий Астаны всегда согласован на самом верху. "Ясно было, что всё это делается по желанию самого Назарбаева. И все эти промежуточные игры подчинены его воле. Поэтому я не удивляюсь, что инициативная группа с подсказки руководства - может быть, администрации президента - делает "правильные" шаги: обращается к президенту и к парламенту. К парламенту - по той простой причине, что промежуточно якобы президент не согласен с проведением референдума и не поддерживает инициативу по внесению изменений в Конституцию. Все это - игра одного направления. И я уверен, что Назарбаев посредством референдума хочет пожизненно оставаться в кресле президента".

Глава партии "Адилет" Максут Нарикбаев дал большое интервью газете "Литер", где выступил в неожиданном для себя амплуа политика, который поддерживает не все начинания власти. Или как иначе понимать его тезис о том, что страна нуждается в децентрализации ответственности? "Мы считаем, что это дополнительное историческое время первый президент - Лидер Нации смог бы использовать не для движения по инерции, а развивая уже сделанные наработки, используя имеющийся опыт. Наиболее вероятный эффект его присутствия в управлении страной как раз и заключается в том, что он может творчески развивать и корректировать намеченный курс, соизмеряя направление с заложенными в движение приоритетами, как знающий малейшие нюансы и ценности всех составных элементов, задач и целей программы. Но нельзя, как это часто делают правительство, отдельные акимы, эксплуатировать авторитет президента, прикрывая им свою безответственность. Для нормальной работы государственного механизма надо перераспределить, децентрализовать ответственность. Для этого потребуются некоторые системные корректировки. Надо отладить "автоматический" режим управления страной с четкой работой институтов в оптимальном правовом режиме. Это трудная задача. Надо еще вывести страну на нужную орбиту движения и одновременно постепенно конструировать систему, которая бы минимизировала человеческий фактор и допускала бы преимущественно, условно говоря, "автоматический" политический и правовой режим управления, предрешенный системой институтов и баланса между ними. К сожалению, мы еще далеки от этой желаемой модели, ее предстоит еще создать. Возможно, это одна из приоритетных задач предстоящего периода политического и правового развития страны. Первый президент США Джордж Вашингтон, основатель новой столицы США, один из создателей двухпартийной системы, говорил, что "историю нужно строить, создавая прецеденты". И мы надеемся, что Нурсултан Назарбаев, как первый президент РК, в отведенное ему народом и судьбой время создаст такие прецеденты для последующей истории Казахстана".

Еще любопытнее поступил официальный рупор страны - "Казахстанская правда", взяв интервью у Ерлана Сыдыкова, руководителя инициативной группы по сбору подписей в поддержку референдума. Он снял с власти вообще всякую ответственность за происходящее, заявив, что это народу было угодно продлить полномочия главы государства до выборов. Другая веха выступления - межэтнические конфликты. Общий посыл материала - не хотите конфликтов на этой почве - поддержите президента. "Согласно Конституции РК, единственным источником власти является народ. Он осуществляет свое волеизъявление через выборы или всенародные плебисциты, то есть референдумы, которые являются институтом непосредственной, прямой демократии, чья процедура по ряду параметров весьма близка к процедуре выборов. При этом референдум является наиболее ярким, по моему мнению, проявлением народного суверенитета, когда сами граждане берут на себя ответственность за решение соответствующей проблемы и собственным авторитетом обеспечивают его эффективную реализацию. Казахстан, переосмысливая мировой опыт, основные нормы и ценности демократии, формирует собственный путь развития применительно к условиям страны. Для республики демократизация - не самоцель, а инструмент достижения основных стратегических задач, залог укрепления государственности, обеспечения социально-политической стабильности общества и благоприятных внешнеполитических условий. Определяя модель общественного развития Казахстана, президент подчеркивал: "Наша модель будет определять наш собственный путь развития, сочетая в себе элементы остальных моделей, но опираясь в основном на наши специфические условия, историю, новую гражданственность и устремления, учитывая конкретность этапов развития". Не секрет, что сегодня в западном обществе немало противоречий социально-экономического характера, об этом свидетельствуют тревожные новости из Италии, Греции, Великобритании, Германии. Кроме того, в странах Евросоюза заметно возросло количество мигрантов, которые требуют развития собственной культуры. Отсутствие внимания к этой серьезной проблеме на государственном уровне нередко приводит к этнонациональным и межконфессиональным конфликтам в обществе".

В похожем русле мыслит и интернет-газета "Диалог", авторы которой прямо заявляют - сменить действующего президента, не "уронив" при этом страну - попросту невозможно. "Собственно, факт такой массовой поддержки идеи референдума объясняется просто: не наблюдается в политическом пространстве страны человека, способного сейчас адекватно заменить Нурсултана Назарбаева, не "уронив" страну. И общество это ощущает на подсознательном уровне. Тем более что картинки слабой власти, подорванной к тому же усилиями по точному соответствию демократическому образу и подобию, наблюдаются вокруг нас повсеместно. Конечно, это пессимистический взгляд - сравнение нашей страны со слабыми республиками постсоветского пространства, где демократические свободы не прикрывают откровенной экономической нищеты. Однако по-другому мы, прошедшие коммунизм, перестройку и примитивный капитализм, мыслить не можем - мы всегда ожидаем худшего. И потому от смены Назарбаева на кого-то большая масса казахстанцев ничего хорошего не ждет, а сама вероятность того, что он когда-нибудь уйдет, многих людей повергает в ступор - как же так, еще так много сделать предстоит... "Коалиция открыта для всех политических партий, неправительственных организаций, общественных объединений, для всех, кому дороги стабильность, согласие, процесс и модернизация", - словно отвечая на страхи этих людей, сообщил Нурлан Нигматуллин на брифинге... Таким образом, в абсолютных показателях референдум показывает, что он стал неким объединительным фактором, всенародным актом выражения собственной политической воли. На их фоне тезис о том, будто данный референдум разделяет народ Казахстана, как об этом поспешили во всеуслышание уверить определенные группы влияния, выглядит бездоказательной болтовней".

И единственный вопрос - на который пока никто не может ответить - для чего казахстанской власти потребовалось в такой дикой спешке менять Конституцию и продвигать идею референдума? Зачем Назарбаеву нужны очередные проявления всенародной любви? "Независимая газета" - присматривается к казахстанским инициативам. "Никаких рациональных объяснений необходимости проведения референдума нет, поскольку и так все предыдущие решения гарантировали Нурсултану Абишевичу нахождение на посту главы государства на столько, на сколько он пожелает. Боязни проиграть на выборах не существует. В прошлом году был принят закон "О лидере нации" - понятно, о ком речь. И поскольку такие личности постоянно хотят внимания, то в нынешнем году покорная его воле общественность инициировала референдум. Плебисцит станет демонстрацией такой всенародной любви", - сказал "НГ" эксперт российского Института стратегических исследований Аждар Куртов. По мнению эксперта, риски от реализации этой идеи такие же, что и в любом авторитарном государстве. Сегодня в Казахстане все завязано и держится на фигуре Назарбаева. Равновеликого ему политика, который отважился бы публично бросить ему вызов, нет. Такие политики были в 90-е годы, но одни теперь в эмиграции, а другие не имеют нужной электоральной поддержки. И до тех пор, пока Назарбаев будет здоров и бодр, а в прошлом году ему исполнилось 70 лет, его правлению ничего не угрожает. "Лишь когда он физически ослабнет, то возникнет опасность дестабилизации", - считает эксперт".

"Республика" задумывается над системными вопросами - что будет дальше, после Нурсултана Назарбаева? Для издания очевидно, что сейчас - элита пытается обезопасить себя еще на десять лет - и конца этим попыткам не будет даже после ухода первого лица страны. "Республиканский референдум или закон, принятый парламентом, благодаря которым Назарбаев продлит свои полномочия до 2020 года, дадут первому президенту и его окружению временную передышку, но ничего принципиально не изменят в Казахстане. Авторитарная политическая система будет неизбежно воспроизводить себя - не потому, что ее возглавляет мудрый и сильный Назарбаев, а потому, что она соответствует интересам политической элиты. И пока в Казахстане есть что делить - доходы от экспорта, бюджет, землю и так далее, эта элита будет поддерживать работоспособность системы, ругаясь, грызясь, отстреливая и сажая друг друга. Мы допускаем, что в стране когда-нибудь может появиться реформатор, который, подобно Дэн Сяопину, повернет Казахстан на совершенно иной путь развития. Но это слишком маловероятно. Скорее всего, мы повторим путь Советского Союза, когда каждый следующий правитель после Ленина был слабее предыдущего, а политическая система все время дергалась туда-сюда и в итоге законсервировалась. С уже известным результатом. Чтобы мы вышли на политическую траекторию хотя бы России, Казахстану придется так или иначе повторить историю соседней страны - с ее Февральской и Октябрьской революцией, гражданской войной, расстрелом Николая Второго и всей его семьи. Иначе мы не сможем на собственном опыте усвоить те самые уроки, которые в 2008 году не позволили Владимиру Путину последовать искреннему совету Назарбаева - остаться у власти по просьбе народа.

P.S. Кстати, мы ведь на самом деле повторяем то, что происходило в России, только в более быстром темпе. "Демократический выбор Казахстана" можно сравнить с выступлением декабристов, нынешнее поколение демоппозиции - с разночинцами, а их тактику - с хождением в народ. Значит, все остальное впереди?"

"Многие пожилые казахи ходят на поминки, кушают там, с собой еду стараются забрать"

В Казахстане растет социальное напряжение - растут тарифы на тепло, стоимость хлеба и топлива. На западе страны журналисты констатируют появление нового явления - старики приходят побираться на чужие поминки. Восток страны, регион, который выступил с инициативой референдума по продлению полномочий Нурсултана Назарбаева до 2020 года - вышла из строя ТЭЦ Семея (бывший Семипалатинск - ИА REGNUM).

Радио Азаттык (радио СвободаСвободная Европа) публикует репортаж из города Актобе (бывший Актюбинск). Издание рассказывает о новом для Казахстана явлении - пенсионеры вынуждены побираться на чужих поминках. Причем, касается оно подавляющего большинства стариков. "Один из аксакалов, работавший в свое время на руководящей должности в городе Актобе, попросил корреспондента радио Азаттык не указывать в репортаже его имя. Аксакал признался, что по нескольким телевизионным каналам по бегущей строке следит за объявлениями по проведению поминок в городе. - Мы, старики, знаем друг друга в лицо, иногда делаем вид, что незнакомы. Нас нужда заставляет так поступать: на крохотную пенсию печенье, мясо, фрукты не купишь. Сейчас и пожилые женщины стали ходить на такие роскошные поминки. Иногда нас просят уйти. Но зачем тогда дают объявления и приглашают? Хозяева, если обнаруживают нас, просят уйти, но, чтобы не привлекать внимания гостей, оставляют в покое. Сейчас много людей помирает, молодые и старые. Раньше поминки проводили скромно, без помпезности. Сейчас богатые люди денег не жалеют, показухой занимаются. Еды-то много остается на столе, стараемся с собой забрать продукты. Если хозяева добрые, то сами вручают пакеты с продуктами. Дай Бог им здоровья, - говорит аксакал.

Владимир Азамов, которому 68 лет, собирает милостыню возле церкви, мечети - в среднем в день триста тенге. Он считает, что легче жилось при Советском Союзе. - Сейчас лекарства, оплата за жилье дорогое. Пропала советская власть, работа была, достойно жили. Сейчас пенсии не хватает. Дети давно уехали в Россию, я не собираюсь покидать Казахстан, привык здесь. Знаю, что многие пожилые казахи ходят на поминки, кушают там, с собой еду стараются забрать. Среди сотен людей не замечают, кто есть кто, - мы же рассказываем друг другу новости, - говорит Владимир Азамов. Месяц назад, по его словам, приехали на машине три молодых казаха, собрали пятерых мужчин возле церкви и повезли на поминки в ресторан. Посадили за стол, угостили, прочитали молитву, по окончании поминок всем им, говорит Владимир Азамов, положили в пакет продукты".

О заседании правительства, на котором решались все эти вопросы, пишет "Экспресс-К". "На вчерашнем заседании кабмин охватил на редкость широкий спектр проблем. Казалось бы, год только начался, а перед правительством уже встали вопросы о том, почему подскочили цены на некоторые продукты и как так получается, что в нашей стране угроза паводков возникла одновременно с тревогой по поводу состояния систем отопления? Согласно данным Агентства по защите конкуренции, в отдельных регионах булка хлеба стоит больше 60 тенге. Хотя еще осенью была достигнута договоренность: цена хлеба из урожая прошлого года не должна превышать 41-43 тенге. По словам главы госагентства Мажита Есенбаева, основной причиной производители якобы называют то, что зерно из стабилизационного фонда поставляется несвоевременно. "Особенно удивительно, что якобы по качеству зерно из стабилизационного фонда хуже, чем у коммерсантов, - заметил Есенбаев. - В этом вопросе надо разобраться". Кроме того, по его мнению, спекулятивный рост цен на мясо, который произошел в ряде городов перед новогодними праздниками, должен стать предметом серьезного разбирательства налоговой службы, местной полиции и акиматов. То, что в течение пяти предпраздничных дней цены на говядину выросли с 750 до 1 400 тенге, руководитель АЗК прямо назвал криминалом.

О неприятностях, чинимых государству бездумной стихией, говорил министр по чрезвычайным ситуациям Владимир Божко. Так, он сообщил, что в Уйгурском районе Алматинской области в связи с усилением морозов и образованием наледи как раз в ночь перед заседанием правительства было подтоплено 250 дворов одного села на берегу реки Шарын. Эвакуированы 350 человек и домашний скот. "В одночасье решить, чтобы вода не замерзала и мороз прекратить, мы не можем, - вынужден был признать министр. - Другой вопрос: мы не должны допускать серьезных экономических потерь и утраты имущества граждан. Разумеется, речь зашла и о ситуации, сложившейся в Семее. По словам вице-министра индустрии и новых технологий Альберта Рау, с начала отопительного сезона не только там имели место случаи несоблюдения качественных характеристик теплоносителя. В частности, такие факты наблюдались в Усть-Каменогорске, Костанае, Актобе, Кокшетау, Приозерске и Кызылорде.- В целом запас топлива на энергоисточниках страны составляет более 3,4 млн тонн угля и более 116 тыс. тонн мазута, - заявил Рау. - Однако в отдельных регионах запасов угля меньше, чем было в тот же период прошлого отопительного сезона. Это Восточно-Казахстанская и Северо-Казахстанская области, Алматинский и Талдыкорганский энергоузлы".

О причинах того, почему при растущих тарифах в квартирах казахстанцев не становится теплее, размышляют эксперты на страницах газеты "Литер".

Валерий Доскалов, депутат мажилиса, НДП "Нур Отан": "Долгие годы в стране не могли решить, кому должны принадлежать тепловые сети - государству или частным компаниям? Потом была приватизация, и в итоге мы получили систему, нуждающуюся в капитальном ремонте, на который нет денег. Я хорошо знаю ситуацию в ВКО - в Семипалатинске в одной из котельных установлен котел 1936 года. И когда происходит небольшая авария, тут же часть города остается без тепла. И в целом по стране ситуация похожая. Везде, где сейчас жалуются на морозы, трубы не менялись по 30 и более лет, котельные работают на износ. Только за счет государственных средств этот ремонт не произведешь. Нужна помощь банков, специальные кредиты по низким ставкам. Хотя, безусловно, есть и человеческий фактор: часто бывает, что именно непрофессионализм людей, отвечающих за ЖКХ, приводит к тому, что люди мерзнут".

Петр Своик, председатель общественной антимонопольной комиссии: "Потому что сегодня только половина уплаченной нами суммы идет на оплату тепла. Вторая половина - это плата за разгильдяйство и отсутствие порядка. И так будет продолжаться до тех пор, пока в правительстве не начнут заниматься решением коммунальных вопросов. Сегодня у нас нет органа, который бы нес ответственность за ЖКХ. Есть Агентство по делам строительства и ЖКХ. Но реальных вопросов оно не решает. По сути, в стране нет ответственного подразделения или хотя бы чиновника, у которого можно было бы спросить: почему холодно в квартирах и офисах? У меня была встреча с акимом Алматы Ахметжаном Есимовым. Он предложил мне разработать целевую программу по модернизации Алматы. Я выполнил работу, отправил все документы в акимат. Будет принята программа или нет, я не знаю. Сейчас мяч на той стороне". Канат Берентаев, экономист: "Можно найти кучу причин, почему так происходит. Теплосети изношены, поэтому качество подачи тепла и воды постоянно снижается. Чтобы сделать ремонт, нужны деньги. Значит, повышается тариф, дорожает тепло. Соответственно, тут же поднимается цена на энергоресурсы: уголь, электричество и так далее, и инфляционная спираль съедает надбавку, которая могла бы пойти на модернизацию сетей. Пока коммунальные сети находятся в частной собственности, ничего не поменяется. Необходимо их национализировать и с помощью бюджетных средств наводить порядок. Вообще, я абсолютно уверен, что систему жизнеобеспечения городов нельзя отдавать частникам. Посмотрите, что у нас случилось. Похолодало на улице - похолодало в домах. Люди стали болеть, упала производительность труда предприятий и коммерческих организаций. И никто не несет за это ответственность".

"Известия-Казахстан" не только констатируют рост цен на бензин, но и задумываются, почему это происходит в стране, богатой нефтью. Январь, февраль, а иногда и март - вот самые опасные месяцы для автовладельцев, рассказал изданию директор алматинского департамента Комитета технического регулирования и метрологии Шаркан Мажиденов. Сезонный всплеск продажи некачественного топлива объясняется просто: мониторинг качества ГСМ стартует после выделения средств на закуп и лабораторное исследование образцов топлива, а бюджетная машина, как известно, нетороплива. Тем не менее автолюбителям южной столицы о качестве бензина можно беспокоиться куда меньше, чем жителям других регионов страны. Дело в том, что практически ни в одном городе республики не проводятся регулярные проверки АЗС и нефтебаз. В Алматы за счет местного бюджета реализаторов горючего шерстят на постоянной основе в течение последних нескольких лет. Но даже административные штрафы не могут гарантировать потребителям качество автомоторного топлива. "За три года, в течение которых наш департамент проводит мониторинг качества нефтепродуктов, мы видим одну и ту же картину, - говорит Шаркан Мажиденов. - К концу года реализаторов топлива удается призвать к порядку, однако с начала года вновь фиксируется большое количество нарушений. При этом разнятся и виды нарушений. Так, например, во втором и третьем кварталах года алматинские АЗС чаще всего грешили продажей горючего с несоответствующим октановым числом и неисправностью метрологического оборудования - проще говоря, разбавляли дешевое топливо различными присадками и к тому же недоливали в бак автомобиля энное количество бензина. В последнем квартале к пробам и количеству бензина претензий у департамента, за исключением пары случаев, практически не было. Зато в отчете неоднократно фигурирует иное нарушение - отсутствие сертификата соответствия". "Реализация топлива без сертификата означает, что бензин этот не заводского, а кустарного производства, - поясняет директор департамента технического регулирования. - Такое горючее стоит гораздо дешевле сертифицированного. Его выпускают мини-заводы, которые добавляют в топливо самого низкого качества различные присадки, поднимая октановое число на несколько порядков".